Народная одежда — воплощение этнического идеала красоты, представления о национальном отличии, самоидентификации, художественном синтезе ремесел — ткачества, шитья, вышивки, показатель социальной, родовой, возрастной принадлежности ее носителя.
Белорусские комплексы женской одежды:
1 — рубашка (рубаха, сорочка) + юбка (андарак) + фартук
2 — рубашка + юбка (андарак) + фартук + гарсет
3 — рубашка + панёва (юбка) + запаска + гарсет
4 — рубашка + саян + фартук.
Первые два комплекса в конце 19 века были распространены почти по всей территории Беларуси. Гарсет (кабат, камизелька, шнуровка) — пришел из городской культуры сначала в одежду мещан, потом — в праздничную одежду крестьян. Создавался из покупных тканей.
Третий комплекс сохранился до наших дней в деревне Неглюбка Ветковского района Гомельской области. Панёва — древнеславянская архаическая форма несшивной поясной одежды. В XIX веке господствовал в народных костюмах Приднепровья.
Последний комплекс встречался в восточных районах Беларуси, на границе со Смоленской областью России. Саян — сочетание юбки и нагрудной одежды, переходный тип к сарафану, свойственный традиционной одежде русских.
Головные уборы
Намитка (намёт, убрус) — тип рушникового главного наряда замужних женщин. В Западном Полесье намитку носили женщины зрелого возраста до 20-30-х годов ХХ в. В состав головных уборов входили чепцы.
Наиболее четкие образцы локальных вариантов народной одежды: Западное Полесье — Малоритский, Кобринский, Пинско-Ивацевичский, Мотальский строи; Восточное Полесье — Калинковичский строй; Поднепровье — Могилевский, Чечерский, Неглюбский строи; Центральная Беларусь — Копыльско-Клецкий, Слуцкий строи.
До середины ХХ века на Восточном Полесье в деревнях Житковичского и Лельчицкого районов Гомельской области женщины одевали на свадьбу и в праздники традиционную одежду. Со временем оно стало цветными, шилось из покупных тканей, украшалось лентами, растительной вышивкой в технике произвольной полихромной глади.