Имя доктора искусствоведения, профессора Mихаила Сергеевича Кацара (1906-1995) прочно вошло в белорусскую культуру. Ученый, педагог, государственный деятель много сделал на ниве белорусского искусствоведения. На его книгах «Белорусское зодчество», «Скульптура Советской Беларуси», «Изобразительное искусство Беларучи дореволюционного периода», «Народно-прикладное искусство Беларуси» выросло не одно поколение белорусских этнографов-искусствоведов.
На фоне современных достижений искусствоведческой мысли, когда мы имеем десять основательных монографий по самым разным темам изобразительного и декоративно-прикладного искусства Беларуcи, когда у нас есть 6-томная «История белорусского искусства» и 5-томная «Энциклопедия литературы и искусства Беларуси, работы М. Кацара могут показаться скромными и по содержанию, и по форме). Но не надо забывать, что в то время (50-60-е годы) это быпи фактически первые издания о белорусском искусстве, если не учитывать практически недоступные широкой общественности «Очерки из иcтории белорусского искусства» М.Шчакаша 1928 года издания.
Работы М.Кацара многим открыли глаза на то, что искусство Белоруссии, оказывается, берет начало не из 1917, что у него древние корни, европейский уровень и самобытные национальные отличия. Такая широкомасштабная историческая картина белорусского зодчества, живописи, графике, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (ручное ткачество, ручная вышивка) несомненно, дала толчок современным исследователям для более основательных поисков.
Как первопроходец, ученый прежде всего обращает внимание на «высокие» виды искусства, проблемы изучения их, как говорится, давно назрела. Но он не брезговали и художественным творчеством простых людей (ручное ткачество, ручная вышивка). Ее высокий уровень и ценность для национальной культуры он подсознательно чувствовал душой деревенского подростка, позже это ощущение четко выкристаллизовалась во время учебы в Московском институте истории, философии и литературы, где посчастливилось слушать лекции И.Грабара, А.Некрасова, А.Шчусева, А. Шарова, В.Лазарева. И вот каждое лето юноша приезжает на родину, тщательно записывает рассказы селян, зарисовывает и фотографирует узоры иx художественного творчества (ручное ткачество, ручная вышивка). На определенное время учебу и путешествия по Беларуси прервала война, с которой Mихаил Сергеевич вернулся хоть и тяжело раненный, но, к счастью, живой и полный желания продолжить любимое дело. Темой кандидатской и докторской диссертаций исследователь избрал белорусское зодчество. Нельзя было откладывать и подготовку изданий по живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, хотя не забывал он и о народном творчестве (ручное ткачество, ручная вышивка).
Несколько десятилетий довоенные записи ждали своего времени. 3 выходом на пенсию, передав исследовательскую эстафету молодым, М. Кацар предложил свои ранние записи, зарисовки и фотографии к изданию. Сразу можно было понять, какой это ценный материал для исследователей духовной культуры белорусского народа, поскольку таких записей уже никто никогда не сделает. Конечно, при сегодняшней уровне научной мысли многие размышления автора покажутся достаточно спорными. Но эта работа и не претендует на глубокую аналитичность или научное первооткрытие. Это скорее размышления автора, его впечатления и мысли на основе зaписей, и каждый имеет на это право. Главное же здесь — уникальный материал, который образно и разносторонне раскрывает поэтическую душу народа, его видение природы и ее взаимосвязи с человеком и его жизнью. А уж дело каждого историка, этнографа, искусствоведа, фольклориста воспользоваться, осмыслить, интерпретировать по своему этот материал.
Я.М.Сахута, кандидат искусствоведения.