Слуцкие пояса – не просто элемент одежды, а один из национальных символов белорусской культуры, со своей богатой историей.
Предшественниками слуцких поясов были персидские пояса, которые завозились в Речь Посполитую из Османской империи. Белорусские мастера переняли восточную технику ткачества и вскоре в стране открылись мануфактуры, занимавшиеся изготовлением поясных изделий. Одна из крупнейших фабрик находилась в Слуцке. Её владельцем был литовский гетман Михаил Радзивилл. Для обучения местных ткачей на слуцкую фабрику был приглашён турецкий ремесленник армянского происхождения Ованес Маджаранц. Маджаранц несколько переработал традиционный персидский пояс, сделав его уже, короче, сократив количество орнаментальных мотивов.
Постепенно восточные узоры на поясах сменились декором, характерными для славянской культуры. Слуцкие мастера стали использовать для оформления растительный орнамент, основанный на травах, цветах и деревьях местного происхождения. На поясах стали появляться ромашки, васильки, дубовые и кленовые листья. Слуцкие пояса из предмета мужского гардероба превратились в настоящий образец декоративно-прикладного искусства.
Со временем фабрики по изготовлению аналогов слуцких поясов открылись в Несвиже, Слониме, Шклове, Кракове, Гданьске, Варшаве, французском Лионе и других городах. Слуцкая мануфактура, чтобы подчеркнуть оригинальность своих изделий, стала ставить на пояса метку о том, что они сделаны в Слуцке.
Что представляли собой слуцкие пояса?
Этот элемент шляхетской мужской одежды представлял собой отрезок ткани длиной до 4-х метров и шириной 30-50 см., сотканный из шёлковых нитей, с добавлением золота или серебра. Один пояс мог содержать до двухсот граммов драгоценных металлов. По краям изделие обрамляла узорная кайма, концы были украшены сложным растительным орнаментом, а иногда бахромой. Пояса могли быть одно-, двух-, трёх- и четырёхсторонними. При этом все стороны были лицевыми. Чем больше сторон, тем более дорогим было изделие.
Пояса надевались поверх кунтуша – верхней одежды. Они использовались как элемент украшения, а также имели практическое назначение – поддерживали кунтуш, фиксировали холодное оружие.
Ношение слуцких поясов предполагало свои правила:
- на праздниках было принято повязывать пояс золотой или красной стороной наружу;
- на траурных мероприятиях – тёмной частью;
- при обыденной носке наружу выставлялась сторона серого или зелёного цвета.
Позволить себе такую покупку могли только состоятельные мужчины, поэтому слуцкие пояса были символом высокого статуса, богатства, принадлежности к высшему сословию.
Закат и возрождение ткацких традиций
После третьего раздела Речи Посполитой в Восточную Европу просочилась французская мода и слуцкие пояса стали терять актуальность. А после восстания 1830-31 годов российские власти и вовсе ввели запрет на шляхетские костюмы. Представители шляхты прятали пояса в сундуки, жертвовала храмам, сжигали, чтобы получить из них серебро или золото.
В 1848 году слуцкую мануфактуру закрыли, изготовление поясов прекратилось. Технология ткачества считалась утерянной, а сами пояса стали предметом интереса музеев и частных коллекционеров.
В 2012 году белорусское государство приняло решение возродить технологию изготовления поясов. На слуцкой фабрике, занимающейся выпуском текстиля, организовали производство копий знаменитых поясов. Для этого в Германии заказали изготовление эксклюзивного ткацкого станка, аналогов которому нет в мире. Современные производственные и компьютерные технологии облегчили труд ткачих, но работа над поясами всё ещё остаётся делом кропотливым. На изготовление одного изделия требуется около 60-ти часов непрерывного труда.
Мастера «Скарбницы» также возрождают традиции. Среди продукции предприятия почетное место занимают декоративные пояса по мотивам Слуцких поясов. Изделия изготавливаются на ручных ткацких станках по разработанным эскизам художников. Такой пояс может стать прекрасным представительским подарком из Беларуси. Подробнее про пояса «Скарбницы»: https://skarbnica.by/product-category/catalog/panno/poyasa