О чем рассказывает бабушкин сундук

Белорусское народное художественное творчество известно своей самобытностью. Занимаясь изучением народной вышивки, ткачества, как наиболее богатого источника древних образов и мотивов, специалистам «Скарбницы» приходилось встречаться с хранительницами традиций еще XIX века.

«Раньше, — говорит жительница села Шэмбелевцы Ирина Иосифовна Бернатович, — каждый хозяин или хозяйка хотели во всем быть независимыми, обходиться без чьей-либо помощи. Сами строили дома, бани, сами лечились, производили орудия труда, как могли украшали свой быт».

Народное ткачество это бездонный источник культурно-исторических сведений о народе, родина которого — Беларусь. Каждый узор на изделиях — это символ добра, правды, красоты и любви, гордость за человека и его работу. Жительница деревни Лойко Янина Максимик говорила: «Я неграмотная. Вся моя наука — природа, жизнь, люди. Оно зашифровано в моих покрывалах и полотенцах. Здесь вся моя жизнь с радостями и тяготами».

Любимый орнамент у многих мастериц — это цветы, венки, ромбы, птицы и животные. Если женщина планирует что-то наткать или вышить, она, подобно художнику или композитору, выбирает тему произведения, обдумывает его план, композицию. На многих покрывалах или полотенцах часто можно видеть круговые замкнутые мотивы из цветов, листьев, различных растений. Венок — символ женского счастья, атрибут народных гуляний. На венках раньше гадали. На Купалье венок из колосьев пускали по воде. Он же — обязательный атрибут «Дожинок». Ранее венок надевался на голову девушке в день свадьбы. Многие изделия украшены розами. Роза — царица цветов, символ красоты, а значит, и любви.

Молодая девушка в народе давно ассоциируется с рябиной, калиной, кукушкой. Вышитые рябина или ее гроздья ассоциируются в мастериц с девушкой, обиженной судьбой. Она красавица и духовно, и физически, и жизнь обошлось с ней не ласково. Сотканный или вышитый куст калины символизировал трагическую судьбу, соотносился с образом девушки, которая страдает от несчастной любви. Такие произведения народного искусства часто автобиографичны.

Одна из классических легенд.

— Жил в деревне парень — красавец, гармонист, а напротив — девушка, стройная, длинноволосая. Все называли ее березкой. Полюбили молодые люди друг друга, да богатые родители невесты не захотели отдавать дочь за бедного гармониста. В отчаянии молодые люди бросились с горы в водоворот. Их похоронили вместе. Вдруг на них могиле выросли два дерева — клен и березка. Повзрослев, они наклонились друг к другу, а вверху сильно сплелись ветвями.

В изделиях народного творчества можно увидеть вышитых, сотканных голубков. В народе голубь — это символ любви. Если сотканные голубки следуют один за другим — любовь начинается, когда повернуты друг к другу — в расцвете, когда же повернуты в разные стороны — любовь без взаимности.

В старину в каждом доме старались, чтобы были полотенце, скатерть или ковер был образом петуха. По поверьям, петух — опекун девушки до замужества. Он охраняет девичий сон, защищает от злых духов, сглаза. Говорят, если вышить петуха и цветок папоротника на полотенце — мечты сбудутся. Также, по народным поверьям, петух оберегает жилище от пожара. Такой вышитый узор имел защитную роль.

Часто на тканых и вышитых покрывалах и полотенцах встречается узор с образом кукушки. Если она показана в сочетании со звездами — образами детей, значит, в семье большое горе, а сотканая вместе с букетом кукушка символизировала горькую вдовью долю. Практически все тканые или вышитые изделия с символом любви носят автобиографический характер. Девушки выражали в них свои сердечные тайны, делились радостью счастливой любви или облегчали душевную боль, если любовь не была взаимной.

Человека издавна сопровождали животные. Сначала — дикие, потом — домашние. Бытует поверье, что животные умеют говорить. Люди верили, что то или иное животное может не только накликать беду, но и обезопасить человека от нее, защитить жилье. Если человек поймет их язык, будет мудрым и богатым.

Есть изделия с вытканными стилизованными образами оленей, зайцев. Но они не имеют защитной роли, это восприятие красоты природы автором.

Все произведения народного искусства раскрывают поэтическую душу народа, его видение природы и ее взаимосвязь с окружающей средой.

И хотя сегодня многие традиционные вещи домашнего обихода уступили место промышленным изделиям, нельзя допустить, чтобы исчезли образцы народного художественного творчества — нашего национального достояния, основы для развития современной культуры. Поэтому «Скарбница» делает все для того, чтобы собрать, сберечь те образцы народного творчества, которые еще сохранились в бабушкиных сундуках, чтобы глубже понять, изучить тайны белорусского орнамента, а, значит, и душу простой белорусской крестьянки.