В народном календаре это праздник, который как и Купалье празднуется на берегу озера или реки, но только днем.
Девушки водят хороводы, поют песни (т.н. «петровки»):
Петрова ночка маленька,
Не выспалась девочка,
Ягодки перебирала уснула,
Приехал миленький — не слышала.
Девушки в этот день шли в лес гадать на венках, качались на качелях с парнями, принято было кумиться: девушки менялись кольцами, серьгами или платками и становились на год кумами.
12 июля жницы шли в поле празднично одетые нажынали первый сакральный сноп и под зажиночный песни приносили хозяину во двор, а он их угощал. Замечали, что на Петра кукушка подавится зерном и перестает куковать:
К Петра зязюльцы куковала,
К осени деваньцы поиграть.
Этому дню предшествовали Петровский пост («Петровка — голодовка»), который начинался через неделю после Троицы и вызвал особое недовольство мужчин-косарей (он назывался ими «бабьи» постом, который придумали бабы от непонимания их тяжелой физической работы в этот период).
Давно было примечено — если грязь в Петровку — значит летом будет хороший урожай.
В этот день уже можно разговеться — если сыр и масло: «Жди Петра — сыр съешь». Тому, кто игнорировал обычай, угрожали, не дождаться того же разговения на следующий год.
Как напоминание о повороте к следующему времени года существовала пословица: «Пришел Петрок — опал листок».