Из истории народного ткачества Осиповищины (конец ХIХ-начало ХХ века)

купить льняное покрывалоВ это время, как и прежде, ткачество было наиболее распространенным домашним промыслом в Беларуси, в том числе и в границах современного Осиповичского района.

Как известно, основным сырьем для ткачества служило льняное и конопляное волокно, а также шерсть.

Весь процесс сева, выращивания, обработки льна и конопли, а также пряжи и ткачества выполнялись крестьянами вручную, в основном с помощью самодельных инструментов и приспособлений.

С посевом льна связано много примет. Так, считались благоприятными для посева дни, когда на небе было много облаков. А также — фаза полнолуния. Наши предки сеяли в пятницу или в субботу, так как считали, что с понедельника по четверг — дни не очень благоприятны для посева. Причем, сея лен, крестьянин приговаривал: «Светлый день, как окно, урадися хорошее волокно!»

Процесс обработки льна и изготовление ткани включал в себя следующие этапы: сначала лен нужно посеять, потом прополоть, вырвать, послать, смять, потрепать, почесать, спрясть, и, наконец, наткать ткань.

Если севом льна чаще занимались мужчины, то дальнейшие работы по его обработке выполнялись женщинами.

Убирали лен во второй половине августа. Начинали рвать лен тогда, когда его головки становились светло-коричневыми, а стебли — зеленовато-желтыми.
ВырваныЙ лен связывали в небольшие снопы, которые составляли на поле в бабки для просушки. После просушивания головки обивали деревянным валиком, затем льняную соломку расстилали рядами на ровном месте в поле или на лугу, где она вылеживалась до тех пор, пока под воздействием росы, солнца, дождя костра (кОстра, кострика, костеря, кострица — одревесневшие части стеблей прядильных растений ) не начинала легко отставать от волокна. Лен собирали, привозили во двор и складывали в помещении. Затем просушивали и «мели» — отделяли волокно от костры. Это делалось при помощи специального устройства — мялицы, которую делали из дерева.

Следующей операцией по обработке льняного волокна было трепание — очищение его от мелких кусочков костры. В результате трепания вместе с кострой оказывалось и низкокачественное волокно — отрепье, которое использовалась для хозяйственных нужд.

Затем волокно чесали деревянным или металлическим гребнем, в результате чего получали высококачественное волокно — пряжу, а также низкокачественную кудель — обчески.

Процесс обработки конопли ничем не отличалось от обработки льна. Конопляное волокно использовалось в основном для хозяйственных нужд: изготовления веревок, оборок и т.д.

Овечья шерсть в основном применяли для выткали. Ткань с одной шерсти ткали очень редко.

Довольно трудоемкой и ответственной работой считалось прядение — превращение волокна в нити. От того, как были спряденны волокна, в значительной степени зависело качество готовой продукции. В крестьянских семьях девочки садились за прялку в 7-8 лет. Им доверяли прясть отрепье или обчески, а с куделью работали опытные женщины и девушки. Пряжи начиналась после окончания всех полевых работ, когда наступал время с короткими днями и длинными вечерами. Женщины пряли во все дни недели, кроме праздников и воскресений. Это отражено в белорусском народной песне:

Ой, кудзелька мая, ты назола мая,
Я цябе праду і ўдзень, і ўночы…
Пайду ў лужочак, выражу пруточак,
Заганю кудзельку ў цёмны куточак,
Стой, кудзелька мая, аж да панядзелка.

Нередко для прядения девушки собирались вместе в одну просторную избу. Обычай совместной пряжи назывался посиделками или попрадками.

Устройства пряжи — прялка (самапралка), веретено и прялка. Все это можно было или сделать самим, или купить у мастеров.

В процессе обработки и подготовки пряжи для тканья важное значение имело крашение. В течение долгого времени наши предки использовали для этой цели траву, кору, листья и цветки различных растений, которые обладали окрасочными качествами. Позже химические краски полностью вытеснили растительные красители.

Для создания ткани крестьяне пользовались ткацким станком. Основные его элементы: навой, набилки с бердом, подножки и болты. Ткали во время зимы, когда уже было напрядено достаточное количество нитей. Начиная прясть, женщины приговаривали: «преминут иди в Кросно, а Кривино — в лес». «Будьте холсты, как стена, а ниточка, как струна».

Женщины-крестьянки изготовляли ткань как простых, так и сложных узоров. Простую ткань могла наткать любая крестьянка, а более качественную, сложную по техническим приемам, например, декоративные покрывала, полотенца, ткали только те, которые имели большой опыт и умение.

Анна Дулеба, кандидат исторических наук, этнограф