В народном художественном ткачестве очень много узоров, сходных по характеру и рисунку, поэтому их часто путают. Вот, например, образец «звезда». Он лег в основу образа матери, человека, символа урожая. Значит, существенная разница между ними невелика. Образ матери-это звезда, обрамленная великолепным венцом и гирляндой из цветов, причем кайма может быть квадратной или восьмиугольной.
Образ человека — тоже звезда, но ее четырехугольное обрамление гораздо проще, цепное.
Символ урожая “Спарыш” — это уже не звезда, а розетка, скомпанованая из четырех ржаных колосков, размещенных под прямым углом, друг к другу. Может быть и кайма, но не обязательно.
Иногда рядом с основным узором помещают другие, дополнительные. Например, мастерица В. Секацевишна в узоры «женская доля» поместила символы любви — голубя и голубку, образец Земли-Кормилицы и звезду -символ человека. А смысл таков: ткачиха отразила на столешнице свое счастье, свою судьбу, которую она связывает с этими символами.
На тканых изделиях встречаются образцы, в которых зашифрованы загадки. В Белостокской области в 1939г. можно было увидить столешницу, на которой можно было «прочитать» загадку:
Что горит без пламени?
Что без корня растет?
Что бежит без повода?
Что белено, небелено?
Что в полночи цветет?
Большинство образцов народной текстильной орнаментики белорусов характерно в целом для славян. Если бы работа по изучению орнамента была налажена у всех славянских народов, можно было бы сделать необходимые сравнения, четче выявить общность славянской истории и культуры,их место в европейском контексте. Это способствовало бы сближению славянских народов, усилило бы взаимодействии славянских культур.
Многие мастерицы уверены, что тканые изделия и узоры на них излечивают людей. Возможно и так, ведь и песни, и узоры рождаются от зелени луга, цветения сада, лесного шума, пробуждают надежду, любовь и счастье.