Традиционный белорусский костюм является огромной ценностью и будет современным всегда

Традиционный белорусский костюм является огромной ценностью и будет современным всегда

Каждому из нас в наследие остается то, что создали талант и трудолюбие наших родителей, предков. В маминых вышиванках, например, можно увидеть частичку ее души, таинственные знаки ее мечтаний и устремлений. Уважение такого наследия — признак культурности человека.

Традиционный белорусский костюм

Костюм — одежда праздничная

Народная одежда — чрезвычайно яркое достояние национальной культуры. Результат долгих, сложных процессов развития как материальной, так и духовной культуры общества. Причем традиционное одежда больше, чем что-то другое, отражает нашу этническую уникальность. Считается: после языка (так как «сначала было слово») народный костюм ( «по одежке встречают») — важнейшая часть аутентичности. Однако в разных регионах Беларуси костюм имеет свои особенности, неповторимый колорит. Например, архаичность и чистоту линий видим на Западном Полесье, красочность — на Восточном, гармоничная уравновешенность заметна в Центральной Беларуси. Можно говорить о монументальности в Придвиньи, динамичный силуэт — в Панемонне, необычную разнообразие и богатство декора в Приднепровье.

И крупные историко-этнографические области страны также имеют зоны локальных особенностей традиционного костюма. Это проявляется в технике исполнения, способах ношения деталей одежды, характере орнамента … Вот именно такие локальные разновидности костюма специалисты и определяют термином «строй». В Беларуси насчитывается более 30 строев. Иногда этим словом, которое имеет глубокие корни, называют и традиционный костюм вообще.

Традиционный народный строй — это жемчужина белорусского искусства. Особенно строгий и изысканный праздничный костюм девушек до рождения первого ребенка. «Словно готические мадонны, поприветствовать в белоснежных намитках, одетые в испещренно-красочные андараки, величественно и грациозно ходили они по родной земле и, как все женщины мира, ощущали себя в торжественных нарядах благородными и красивыми, счастливыми и радостными», — так поэтично писал Михаил Романюк, ученый-исследователь, который исходил всю страну и записал все региональные наряды.

Народный строй действительно имеет свою магию. Это всегда символ праздничности, святости, торжества. Красивые расшитые костюмы в Беларуси надевали на большие праздники. Брак раньше заключали в вышиванках, и теперь эта традиция постепенно возвращается. Невеста старалась вышить рубашку любимому, ведь вышиванка имеет свою ауру, создает радостное настроение. Орнамент — это оберег, он придает силу и уверенность, обволакивает-охраняет от сглаза и завистливых глаз.

Одежда белорусскихх крестьян полностью соответствовала тому идеалу красоты, которая проявлялась в мелодиях народных песен, звуках народных инструментов, пластике традиционных танцев. Льняное белое платье всю жизнь сопровождала человека. В блестяще-белую рубашечку (накладная туникообразная одежда без рукавов) надевали предки младенца, а в искусно вышитой красным орнаментом рубашке опускали в могилу покойника.

Уважая народную культуру, понимая ее значение для самоидентификации белорусов, следует проявлять к ней еще больше внимания, оберегать наработки исследователей, специалистов, мастеров, энтузиастов. Все знают: таких костюмов, как у нас, нет больше нигде в мире. Это, по сути, культурные ценности мирового масштаба, и отношение к ним должно быть соответствующим.

Традиции сегодня в тренде

Кто хоть однажды прикоснулся к народной традиции, уже не может остаться прежним: в жизни человека происходят качественные изменения к лучшему. Настало время традиционную одежду воспринимать не как знак отсталости, она не просто очень комфортное, уникальное, красивое, удобное, эксклюзивные. Оно — актуальное, оно — в тренде, как сейчас говорят. Конструкция белорусского строя такая совершенная, что в нем нет ничего лишнего. Все элементы можно носить повседневно, а если надевать по отдельности, никто и не догадается, что это носили сто лет назад. Белорусские народные костюмы никогда не останутся в прошлом — они всегда будут очень современными.

Галина Суша, сотрудница Института культуры Беларуси, член Белорусского союза мастеров народного творчества