Общая характеристика белорусского народного костюма.
Основные комплексы и локальные разновидности белорусского народного костюма.
Белорусский народный костюм формировался на протяжении столетий. Но основные его виды и составные части, способы пошива и композиционные решения, колористические и орнаментальные особенности начали складываться с конца XIII века одновременно с формированием белорусской народности. Костюм белорусов развивался в тесном контакте с костюмами русских, украинцев, а также литовцев, поляков, других народов, и рядом со своими национальными чертами он обогащался интернациональным.
Во времена господства стиля готики возникла техника кроя, совершенствовалось ремесло ткачей, портных, что наметило целый этап в истории костюма, в том числе белорусского. Несложные конструкции и простые силуэты периода Киевской Руси уступили место принципиально новым. В праздничном, а потом и в будничном костюме закрепились юбка, корсет, повойник (платок, обвитый вокруг головы).
Рубашка усложнилась разработкой кроя, отложным воротником, свита овальным покроем проймы и окатом рукавов. Сместились акценты декора, а сам он стал более разнообразным и изысканным. Все это было шагом вперед в секуляризации костюма от христианских догм, от их требования тщательно скрывать тела.
Приближенный к очертаниям человеческой фигуры, эстетически содержательный, он соответствовал духу ренессансного мировосприятия. Белорусский костюм XVI века имел характерные признаки костюма эпохи Возрождения, а из наиболее специфических — тенденции к общей строгости ансамбля, преимущества сочетания белого с красным в колористике, геометрических узоров в орнаментике. Белорусский костюм приобрел завершенность как целостная система, свой утилитарный и художественный образ.
Дальнейшее его развитие от XVII до середины XIX веков шло не по пути коренных преобразований, а по пути тех или иных изменений, связанных с модификацией элементов одежды, насыщением цветовой гаммы, переосмыслением орнаментальных мотивов, закреплением региональных особенностей. Однако развитие не было прямолинейным. Оно происходило в условиях разложения феодального строя и становления капиталистических отношений. Во второй половине XIX века, а в районах с более прочным патриархальным укладом к концу XIX — начале ХХ веков, вместе с формированием белорусского буржуазной нации еще более четко очерчивается этнографический облик белорусской народной одежды, как важного показателя национальной культуры. Именно костюм белорусских крестьян этой поры выступает как традиционный, классический образец народного искусства. Однотипный для всей Беларуси, он вместе с тем имеет ряд локальных разновидностей — костюмов.
Среднеконтинентальный климат белорусского края предполагал ношение относительно теплой и закрытой одежды. Материал для него давало местное сырье — лен, конопля, шерсть в натуральном и полунатуральном крестьянском хозяйстве, сотканная в домашних условиях. Красили природными красителями — настоями трав, коры, листьев и шишек деревьев, болотной железной рудой. Льняные ткани, которые шли на рубашки, фартуки, головные уборы, не красились. Белое полотно украшали обычно красным геометрическим орнаментом. В древности красный цвет символизировал жизнь, а нанесенный с помощью орнамента на воротник, разрез пазухи, рукава, низ одежды служил защитном знаком. Он же играл важную композиционную роль, объединяя части одежды в художественное целое. Полихромность свойственна суконной и полусуконной тканям поясной одежды, а также поясам. Здесь вышивка почти отсутствует, а тканый узор определяется сочностью тонов, смелостью их сочетаний — красный, зеленый, синий, белый.
Удачно использовались в отделке костюма натуральные серебристые тона льна и шерсти. Со второй половины XIX века с появлением анилиновых красителей и фабричных ниток спектр цветов дополнился оранжевым, фиолетовым, голубым, малиновым, ярко-зеленым цветами.