Мужские костюмы в Беларуси в ХІ-ХVІІІ веках

Развитие торговых связей Великого княжества Литовского как с Востоком, так и с Западной Европой, обеспечивали в городах на территории Беларуси широкий выбор импортных тканей и отделочных материалов для одежды (пуговицы, крючки, кружева, ленты, шнуры и т.д.), а также готовой одежды. Шелковые и хлопчатобумажные ткани импортировались в основном с Востока: Турции, Китая, Средней Азии, Закавказья, Индии. Основную массу западноевропейского импорта составляли шерстяные ткани из Англии, Германии, Чехии, Франции, Голландии, Италии.

В XVI — первой половине XVII в. в среде магнатов, шляхты и богатых горожан Великого княжества Литовского было принято выставлять костюм напоказ, как символ своего положения в социальной иерархии общества. Мужчины и женщины шили одежду из шелковых, бархатных, суконных и полотняных тканей ярких цветов. Туалеты широких слоев знати выделялись чрезмерной пышностью, сложностью и множеством украшений из золота и драгоценных камней. Для украшения шуб использовались преимущественно шелковые ткани и бархат. Наиболее распространенными были адамашка и китайка — восточные шелковые ткани одного цвета, которые шли на пошив и покрытие различных деталей одежды. Верхние рубашки шили из ценной шелковой ткани блавата (тонкого шелка голубого цвета), атласа, одно- и двухцветной парчи. Из более плотных и толстых шелковых тканей на шитье костюмов шли канавац, табин, тафта, цындардот, чынтакор и др. Кроме шелковых тканей широко использовались разных цветов и сортов бархат. Рытым назывался узорчатый бархат, узор, который создавался с помощью различной высоты ворса. Наиболее ценными сортами бархата были златоглав и среброглав, в которых основа была из шелка.

Различные виды и сорта тканей, которые импортировались на территорию княжества шли на пошив различных предметов мужской одежды, назывались по названию страны, где это сукно было произведено («англейское», «влоское», «Чешская», «швебединское»), по названию города «Лунское»), по-видимому, по названию местности («лупанское», «мышынское», «брезинское»), по сортам («каразеи», «утерфин», «файлюндыш», «крюмлис» и др.).

Горожане и знать, не имевшие достаточно денег на одежду из драгоценных тканей, использовали их только для ее отделки (на воротнике, манишки, трамбовки, вылоги, петлицы и т.д.), что было распространено в более-менее имущественных слоях населения.

В 1506 г. на польский престол был избран Сигизмунд I Старый, женатый на миланской герцогиней Бона Сфорца. Они пригласили в Краков (тогдашнюю столицу Польской Короны) итальянских скульпторов, живописцев, поэтов, ученых, благодаря чему усилилось влияние итальянской культуры эпохи Ренессанса на все сферы культурной жизни Беларуси, в том числе и на одежду. Этому способствовало и расположение в центре Европы, на стыке Запада и Востока.

Именно во времена Сигизмунда I Старого, как показывают исторические материалы в Великом княжестве Литовском и Польше, распространяется новый вид короткой мужской и женской плечевой одежды итальянского происхождения — саян. У мужчин это был легкий кафтан из сукна или узорчатых парчовых тканей обычно с треугольным или квадратным вырезом вокруг шеи и коpoткими, длиной до локтя широкими рукавами.

В начале XVI в. как вид плечевой одежды среди господствующих сословий различные варианты Саяна были pacпространены в Италии, Иcпaнии, Германии. Глогера называет Саян короткой платьем.
В материалах Виленской археографической комиссии в течение XVI века Саяны встречаются довольно часто как одежда знати и горожан: «соянъ чорный утерфиновый ЗЪ оксамитнымъ кшталтомъ» (1582 r.), «соянъ фолендышу зеленого зЪ оксамитомъ чорнымъ» (1596 г.) и т.д. Вместе с легкими летними саянами представители знати в Великом княжестве Литoвcком носили во второй половине XVI саяны, подбитые мехом: «саяник бархатный брюшко лисимi подшиты» (1582).

На итальянскую культуру ориентировался и сын Сигизмунда I Старого Сигизмунд II Август — последний король из рода Ягеллонов. Он созвал сейм в Люблине в 1569 году, в котором Корона и Великое княжество
Литовское были объединены в единое государство — Речь Посполитую.

продолжение

[Not a valid template]