Мужские костюмы в Беларуси в ХІ-ХVІІІ веках — продолжение

2-я часть книги «Мужской костюм в Беларуси Xи-XVиии веков.» В.Н. Белявина и Л.В. Ракова.

(см. начало)

Усиление разносторонних связей княжества с Польшей в условиях единого государства, а также с Германией и особенно с Францией, способствовало тому что одежда высшего сословия и горожан Великого княжества Литoвcкого стала развиваться в общем русле европейской моды, составляя одну из разновидностей европейского костюма.

На Беларусь в XV веке завозилось полотно «Коленское», «Туробшскае», «Падгорскае» и др. Из этих сортов полотна для представителей привиллегированного сословия Великого княжества Литовского шили рубашки, которые украшали кружевом, складочками, защелками на груди. Верхние рубашки, которые ноcили наверх нижних полотняных, шили из шелковых (шёлковых) тканей и богато украшали вышивкой, драгоценными камнями. Так, в опиcaнии имущества Ходкевичей в 1569 г. говорится, что в одном из сундуков нашли «рубашечку дитячью ЗЪ золотомъ, а три кошульки дитячихъ простыхъ коленскихъ», а в другом сундуке была «… кошулька золотая съ перлы и зъшлягомъ; колнеръ перловый съ передниками ста-росветскими … ». Минская мещанка в 1582 г. обокрала своего квартиранта, забрав у него среди прочих вещей «кошуль коленъскихъ шесть — одна зъ золотомъ, вторая с серебромъ, третея с шолкомъ чырвонымъ, четьвертая с шолкомъ чорнымъ, а две не расшитых»

Верхние, богато украшенные мужские рубашки в актовых материалах XVI века часто называются сенью нательными: «сень исподняя талетова зъ рукавами и заложка (заложка — нагрудник из дорогой ткани, который завязывался тесемками на на талии.) талетова, на рукаве пунталевъ; сень талету бурнатного съ перлами, рукава тоежъ сень съ перлы и заложка съ перлы »(1569 г.).
Как отмечают филологи, в древнебелорусской языке слово «кущи» под влиянием польского языка получила смысловой оттенок
«Пышное платье».

Между словами «сорочка» и «рубашка» в древнерусском языке существовали семантические различия. «Рубашкой» обычно называлась нижняя нательная рубаха, а верхняя, которую надевали на нижнюю, — «Рубашкой» ( «въ той скрыни … кошульки две простые, сорочка мужицкая») (1556- 1557). Рубашки в значении верхней легкой плечевой одежды упоминаются во множестве актовых материалов XVI в. («Кошуля и зъ золотомъ» (1511), «кошулька полотна флямского и зъ золотомъ» (1565).

Портреты представителей высшего сословия ВКЛ показывают, что в XVII веке широко использовались «декоративные» качества рубашки. Сшитая из тонкого льняного полотна с очень широкими рукавами рубашка проглядывало у шеи, в разрезах рукавов кафтана, на груди. отложной белые полотняные воротники и манжеты обшивали кружевами.

Поясное мужское платье в памятниках древней письменносцти представлена ​​названиями «Ногавицы», «порты», «портки», «гачи», «шаловары», «сподни», «Хуст», «убранье», «убиоры», «штаны».

Название брюк «ногавицы» («нагавицы») имеет древнерусское происхождение i встречается в актовых материалах XV-XVI вв. ( «Отъ ногавици … по три Деньги») (1407).

Продолжение следует