Одной из выразительных отличий белорусского народного искусства является геометрический орнамент. Он господствует в украшениях народной одежды, тканых и расшитых изделиях. Ромбы, ромбы с крючками, ромбы с четырьмя точками, треугольники и разнообразные по рисунку кресты образуют сложные орнаментальные композиции. В них зашифрованы древние знания о Вселенной, заговоры от несчастья, пожелания любви, плодовитости, благополучия. Геометрический орнамент — это крестьянская письменность, которой прекрасно владели белорусские женщины. Именно они сохранили в орнаментальных знаках и символах исконную мудрость своих предков, древние представления о Вселенной и места в нем человека. Эти знания передавались по наследству по женской линии. Женщины вышивали их в орнаменте одежды, на полотенцах-набожниках. В мужских изделиях из дерева, глины, металла — орнамент, как украшение и декор почти отсутствуют. Исключение — солярные изображения на фронтонах Полесских домов, розетки и геометрический орнамент в технике трехгранно-выемчатой резьбы на прасницах, которые также имеют древний символический характер.
Белорусский искусствовед Михаил Кацар, который всю жизнь собирал образцы белорусского орнамента на тканых и расшитых изделиях, был уверен, что с помощью их через тысячелетия к нам дошли образы и символы любви к природе, труду, человеку, представления о древних славянских языческих богах. От женщин-крестьянок он узнал, что огонь-Жыжаль в образцах ткачества
и вышивки имеет вид розетки из маленьких и больших квадратиков;
Житень — символ урожая передается как ромб, от углов которого отходят колосья;
Спорыш — божество, которое приносит урожай, благополучие, отображается в виде розетки из четырех сильно стилизованных колосков. Записи исследователя крестьянских рассказов о народных образцах и собственные рассуждения про символику орнамента размещены в книге «Белорусский орнамент» (1998).
Орнамент, как и язык, сохраняет диалектные и культурные отличия населения разных регоионов Беларуси. Об этом свидетельствуют рушники-набожники из разных историко-этнографических регионов Беларуси. Образцы орнамента на рушниках свидетельствуют об отличиях, которые определяли в древние времена культуру кривичей, радимичей, дрыгвичей и других племен, что жили на территории современной Беларуси. С тех далеких времен орнамент остался для белорусов знаком принадлежности к своему роду. В наше время геометрический орнамент приобрел значение общего национального символа. Неслучайно красный ромбической узор на белом фоне в сочетании с красным и зеленными цветами помещен на государственном
флаге.