Реконструкторы эпохи Великого Княжества Литовского

Традиционные ткани Беларуси — лен, шерсть, конопля, ситец.

Светлана Ветрова — мастер народного ткачества. Специалиста в области славянских декоративных этнографических тканей. По образованию художник-дизайнер. 25 лет работала в прессе. 7 лет назад вместе с мужем переехала в деревню, занимается ткачеством, вышивания и реконструкцией эпохи Великого Княжества Литовского.

— Народным творчеством я интересовалась всегда, еще с детства — когда-то меня очень впечатлили народные костюмы. Шить и вышивать научилась в раннем детстве. Поступила учиться в Витебский педагогический институт на художественно-графический факультет, но его не закончила — преподавать в школе рисование не хотелось. Институт бросила, и тогда меня просто с улицы, «хипуючую», взяли работать художником в «Знамя юности» — я очень благодарна этим людям. Они мне поверили. Для меня тогда это было очень важно. А знания, приобретенные в институте, сейчас пригодились — там познакомилась с народными традициями, изучала композиционной, цветовые законы..
Народную творчество пришлось изучать самой, никаких бабушек в деревне у меня не было. Да и сейчас на селе уже ничего нет, не осталось бабушек, которые помнят традиции, умеют прясть, ткать. Как-то я сидела у себя во дворе и ткала пояс. Зашла соседка пожилая — глазам своим не поверила, говорит: «Я последний раз видела, чтобы пояса плели, когда мне было 10 лет».
Я искала, кто меня может научить ткать на станке, не могла найти — никто не умеет. В нашем краеведческом музее — так он и не работает, в течение 10 лет не смогли найти ни одной старушки. Надо как-то собраться, станок заправить..

— А тогда где вы сами научились прясть, ткать? У вас тут и полотенца, и рубашки-рубашки с вышивкой, скатерти, самотканые одеяла, дерюжками, «бабушкины коврики»..
— Меня научили молодые этнографы. Думала, вообще придется ехать в Россию, чтобы научиться. А потом случайно увидела объявление, что Студенческое общество этнографов проводить мастер-классы. Выяснилось, что в то же время во Дворце детей и молодежи открыли кружок по ткачеству. Так что теперь во Дворце детей и молодежи у нас такой клуб немолодых женщин и один молодой человек — 10-летний мальчик. Очень приятно. Жаль, что мало народу приходит. Мы постоянно спорим с этнографами. Они говорят, что народные мастера должны делать точную копию того, что делали в народе, а я считаю, что постоянно точно копировать — смысла нет. Надо экспериментировать. Вот и эксперимент. Ткачество и вышивка для меня — медитацыя.

Жаль, что в нашей стране нет ни одного праздника, куда можно выйти в национальном костюме — покрасоваться, показать. Я вот сейчас хожу по городу в костюме специально — чтобы на него посмотрели. Тем более, такая Я вот сейчас хожу по городу в костюме специально — чтобы на него посмотрели. Тем более, такой повод — чемпионат мира по хоккею. Понаехало много иностранцев — пусть посмотрят, как мы хорошо выглядим. Но у меня не раз спрашивали именно белорусы: не боюсь я, что меня арестуют? А чего бояться? Я вышла в одежде своей страны.
Люди путают родину, отечество, патриотизм и — политику. Политики приходят и уходят, власти и режимы меняются, родина застаецца. Должны быть свои национальные праздники, без всякой политической окраски. Ну, есть Дожинки — но они неизвестно где. Пытаются возродить Купалье, но тут церковь может быть против, ведь праздник же языческое … У нас, к сожалению, все праздники превращаются в нечто скучное..

У нас народный строй полностью сформировался в 13-м веке, и в середине 20-го века еще носили такой же строй. И он фактически не изменился. То есть мода менялась, а строй оставался. Менялись только какие-то детали. Из общей моды приходили какие-то элементы. Или если появилась промышленная ткань и стала доступной — ее начали использовать. То есть не только самотканые ткань, но и фабричного. А обычная городская мода — она ​​часто мяняецца.Па наряде человека, как по паспорту, можно было многое о нем рассказать. Расшитую рубашку носили все. Фартук носили взрослые замужние женщины, особенно беременные. А поскольку женщины в древность были почти всегда беременные, они постоянно носили передник. Вышивка на фартуке — обязательно двусторонняя, безупречно выполнена и с левой, и с правой стороны: если ветерок подует — обе стороны красивые. Что касается головных уборов, они были разные. Незамужние молодые девки могли их не носить. Но это вещь статусная — замужние женщины обязательно были с покрытой галавой.Таксама вышивка, цвет юбки могли о многом рассказать — можно было определить, из какой местности человек.

Основные ткани традиционные для Беларуси — лен, шерсть, конопля. Да-да, конопля. У нас фактически «убили» белорусскую кулинарную культуру — раньше везде применяли именно конопляное, льняное масло, не подсолнечное. Ткани — также изготавливали из конопли. А теперь боремся с наркоманией, конопля запрещена. В соседней Литве коноплю, кстати, разрешено выращивать. Как ни стыдно, лен я сейчас использую литовский или турецкий.

Не белорусский. Я не очень понимаю, почему в Турции и Египте растет лен… А у нас то ли не выращивают лен-долгунец, то ли его обрабатывать не умеют. Белорусский лен такого качества, что ткани для костюмов делать нельзя. Куклы — можно, возможно, простыни можно. А наряды — нет. Реконструкторы, кстати, любят использовать в своих костюмах такой лен — он дубовый, прочный, будто бы войну прошел. А на рубашку — ну никак!

Когда мы уехали жить в деревню, начали заниматься реконструкцией. Наверное, в реконструкцию все приходят с викингов. Но нам показалось это скучно. Хотелось делать что-то свое. Начали реконструировать дреговичей. А потом — Великое Княжество Литовское. По нашей специализации на фестивалях мы — простолюдин. Дворянством нам быть «не положено». В реконструкциях все хотят знатью быть — простолюдинами мало. А мы на российских фестивалях одеваемся как простолюдины — и все графы в очереди стоят,  чтобы на нас посмотреть. Работаем мы в основном в России, делаем реконструкции с интересными российскими клубами. Участвуем в серьезных российских фестивалях.