Развитие народного ткачества в Беларуси — сырье для ткачества и способы его обработки (5 ч.)

Сырьем для ткачества в Беларуси издавна служили лeн, овечья шерсть, реже пенька, конопля. Для обработки льна и шерсти существовало много способов и устройств. Почти каждая семья выращивала лен. Для того чтобы собрать богатый урожай существовали свои приметы и суеверия. Считалось, что лучшими днями для посева были пятница и суббота. Чтобы лен был чистым, без сорняков, на Пасху нельзя было подметать пол. Семена же несли на поле в белой скатерти. Посев льна сопровождался различными пожеланиями и заклинаниями:

Светлый день, как окно,
Урадись хорошее волокно.

Рвали лен во второй половине августа. Перед этим внимательно следили за тем, чтобы он не пеерестоял — иначе пряжы не будет. Вырваный лен вязали в снопы, а затем его молотили для того, чтобы отделить головки от стебля. При этом пользовались вальком. Чтобы смягчить льняную соломку лен расстилали на расу. Срок вылежки зависел от погоды, приблизительно составлял 3-6 недель. Затем лен сушили, мяли с помощью терницы и трепали, чтобы очистить от мелких кусков. После трепки лен чесали, в результате чего волокно не только очищалась, а становилось более мягким и шелковистым. Для этого сначала использовали гребни с деревянными зубцами, а с конца XIX — начала XX в. широкое распространение получили гребни с металлическими зубцами. Чтобы лучше вычесать использовали волосяные щетки.

Терница

Устройство для первичной обработки льна. Для Беларуси характерны горизонтальные терницы, которые состояли из двух или трех горизонтально укрепленных на стойках дощечек, в отверстие между которыми сверху заходила била. Трепло — устройство для очищения (трепания) льняного или конопляного волокна от кастрицы. Представляет собой тонкую дощечку шириной 6 — 8 см, длинной 40 — 45 см. На территории восточных славян трепло известно с 7 века. В Беларуси бытовали два основных типа: трепло — мечевидный и лопатообразные.

Устройство для чесания льняного волокна.

Известны деревянные (наиболее древние) и металлические. В Беларуси бытовали два типа деревянных гребня: лопатообразные и прямоугольные.

Прямоугольные гребни

Они представляли собой прямоугольную доску (длинной 1 м, шириной 20 -30 см), в центре которой прибивали дощечку с набитым на ней деревянными зубьями. Во второй половине XIX века распространены были гребни с металлическими зубьями, набитыми посередине или по обоим концам доски. В самодельных гребнях набивали обычные гвозди. Щетку делали из свиной щетины и использовали для чесания льняного волокна. Каждая крестьянская семья держала овец. Два раза в год — весной и осенью их стригли. Состриженную шерсть мыли, просушивали, сортировали и чесали. Издавна известен способ чесания на гребнях, а со второй половой XIX века. начал использоваться механический способ — на вавначосках. Причем чесальные машины были не в каждой крестьянской избе, а у наиболее состоятельных людей.

Крашение

В процессе обработки и подготовки пряжи к ткачеству важную роль играло крашение. Основным сырьем для крашения в домашних условиях служили натуральные красители: отвары или настои листьев, коры деревьев, стеблей, цветов, корней трав. В результате смешивания различных компонентов получали нужный цвет. Чтобы получить черный цвет, брали отвар листьев и стеблей сухого или сырого бобовника, в котором пряжу или ткань кипятили 2-3 часа, мочили в болотной ржавчине (для закрепления цвета), и, не полоская, сушили. Черным красителем служил также отвар коры дуба, ясеня, березы. В желтый цвет красили отваром из коры барбариса, березовых каташков, василька, настоем лука, ольховой коры, с добавлением отвара коры яблони. Красный цвет получали из отвара василька с ольховой корой, или из отвара сырой рябиновой коры. Чтобы получить зеленый цвет, варили березовые листья (собирали ранней весной, когда на них еще была смола). Для закрепления цветов окрашеную пряжу обычно замачивали в железном купоросе, квасе или болотной ржавчине. Уже с конца XIX в. у крестьян появилась возможность широко пользоваться синтетическими красителями, которые приобретали на ярмарках, у портных, сапожников и обработчиков шерсти. Мастерски владея навыками пользования природными и синтетическими красителями женщины получали разнообразную гамму оттенков серых цветов, что давало возможность создавать самые разнообразные узоры.