Слуцкий пояс: культурологический срез мифа (часть 4)

С начала двадцатого века Слуцкие пояса — непосредственные участники белорусского национального возрождения. В этом движении они, оставаясь вещами, будучи привлекательными для коллекционирования, приобрели ценность другого, не утилитарного содержания и достоинства. Именно тогда Слуцкие пояса, связанные с землей Беларуси отметинами слуцкой персиярни, занимают свое значительное место в общественном сознании, приобретают черты белорусского национального символа.

В коллекции Белорусского музея имени Ивана Луцкевича в Вильнюсе имелось 4 слуцких пояса (именно под таким названием они были записаны в инвентарной книге), 9 частей поясов, 4 узора церковной одежды, где была применена ткань слуцких поясов.  Неслучайно Слуцкие пояса экспонировались на Первой краевой выставке мелкого промысла и народного искусства Беларуси и
Литвы в Вильнюсе в 1913.

В 1912 г. Н. Богданович написал стихотворение «Слуцкие ткачыхи». Поэт пребывая в восторге от искусства слуцких поясов, обостренно чувствуя их родство истории и культуры Беларуси, создал в своем знаменитом стихотворении высокопоэтичный образ. Произведение М. Богдановича был хорошо известно современникам. Его опубликовали во втором сборнике «Нашей нивы», журнал «Wies Ilustrawana» (№ 9 за 1913 г.) который был полностью посвящен вышеназванной выставке народного искусства Беларуси и Литвы. С момента опубликования стихотворение М. Богдановича, отметив основные грани национального символа, начало свою культурную работу по мифологизации Слуцкого пояса.