Слуцкий пояс: культурологический срез мифа (часть 3)

Словосочетание «Слуцкий пояс» в Беларуси находится в достаточно широком общественном обиходе. Оно постоянно на слуху, как, например, имена классиков белорусской литературы — Коласа, Купалы, Богдановича. Тем не менее, если провести социологическое исследование с вопросом о слуцком поясе, оно могло бы показать, что большинство людей в Беларуси, зная и применяя словосочетание «Слуцкий пояс», во-первых, никогда не видели самих слуцких поясов и имеют очень приблизительное представление о том, как они выглядят; во-вторых, совсем не знают, кому и для каких целей они предназначались. Большая часть респондентов, обязательно ответит, что Слуцкие пояса производят сегодня в Слуцке, и процитируют известные строки Максима Богдановича:

I тчэ, забыўшыся, рука
Замiж персiдскага узора
Цвяток радзiмы васiлька.

Уровень обычного сознания метко отражает место и роль слуцких поясов в национального самосознания, их высокий семиотичный статус в белорусской культуре. Вопреки всему за Слуцком поясом прочно закрепилось значение символа национальной культуры белорусов. Слуцкий пояс из предмета роскоши и искусства превратился в белорусский национальный символ не внезапно. Как алмаз-самородок не сразу делается бриллиантом, так и Слуцкий пояс-символ и Слуцкий пояс-миф шлифовались в общественном сознании шаг за шагом, в течение того исторического периода, когда происходило становление белорусского нации.

В Беларуси в магнатских дворцах и шляхетских имениях шелковые, «литые» золотом и серебром Слуцкие пояса хранились не просто как ценные вещи — они были родовыми реликвиями. Рядом со старосветскими портретами предков, пожухлыми от времени бумагами, Слуцкие пояса напоминают потомкам о славных временах существования Великого княжества Литовского. Наверное не случайно, что одним из первых обратился к изучению слуцких поясов Александр Ельский, который подписывал свои произведения псевдонимом «Литвин — гражданин». На основании архивных документов он в 1896 году написал статью «Исторические сведения о радзивиловском ткачестве поясов в Слуцке», на который ссылаются почти все современные исследователи.

продолжение следует