Слуцкий пояс: культурологический срез мифа (часть 7)

Соцреалистическому искусству чрезвычайно импонировал образ крепостных слуцких ткачих, в руках которых возникали реалистичные образы родной земли. Заидеологизированность и иллюстративность мышления, воспитанное не в одном поколении советских людей, были той почвой, на которой происходило отождествление поэтического образа «Цветков родины василька» с изображением цветка-букета на концах слуцких поясов. Декоративная цветочная композиция, стилистика которой несет на себе черты восточной художественной культуры, была воспринята как видимое творение рук крепостных мастериц, как белорусский народный узор.

Белорусское искусствоведение словно стыдится называть вещи своими именами. Художественный феномен слуцких поясов мало исследованы на родине. Искусствоведы в долгу перед белорусской общественностью, которая так и осталась неосведомленной по поводу того, что известный всем орнаментальный мотив Слуцкого пояса изначально носил название «карунфил», что в переводе с турецкого языка означает «Гвоздика», и был он перенесен на Слуцкий пояс с турецких поясов.

Благодаря художественному дарованию Мажарских — руководителей слуцкой персиярни, мотив восточной гвоздики был значительно переработан на слуцкой почве, но все же не превратился в скромный белорусский ВАСИЛЁК. «Это специфическое сочетание Персидского формы, турецкого названия и армянского исполнения» — так пишут польские авторы о таком синтезе, который представляет собой Слуцкий пояс. Большинство белорусских искусствоведов один за другим утверждают, что в слуцких поясах связь с востоком почти исчезла, мотивы местной флоры полностью вытеснили Персидскую орнаментику. Пожалуй, только М. Кацар предпринял попытку анализа художественной природы слуцких поясов и пришел к выводу: «Их орнаментика, колорит и композиция выросли на почве богатых Достижения декоративного искусства многих стран и народов XVIII века».

По причинам научной недостоверности, общественной неосведомленности, а также определенной заидеологизированности, слуцкий цветок-букет был положен в основу «нового народного стиля», или «советского народного стиля» Беларуси. Четкий цветочный мотив был снят с цельной структуры Слуцкого пояса и как художественно-самодостаточный преобразован в самостоятельный символ белорусского национального искусства. С середины 1950-х гг. слуцкий цветок-букет рядом с геометрическим орнаментом национального флага БССР становится обязательным элементом художественного оформления в Республике. Происходило это не без официального патроната.