Из истории ручного ткачества

Одним из древних промыслов белорусского народа было ручное ткачество. На протяжении всей истории ткачество развивалось и совершенствовалось с каждым поколением. В ручном ткачестве нашло так отражение вековая история белорусского народа, мастерство, художественный вкус. В белоруссии ручное ткачество было известно с древнейших времен. В археологии этому было найдено множество доказательств (различные пряслицы, отпечатки тканей на сосудах второй половины первого тысячелетия до нашей эры).  Детали ткацких станов были найдены раскопках в районе Витебска, Минска. Множество образцов тканей к нашему времени дошло немного. Соседство с развитой в культурном отношении Западной Европой, в различные годы вхождение в государственные образования обусловило то, что сюда очень активно, чем в Восточную Белоруссию, проникали европейские культурные влияния и технические изобретения.
Во времена упадка ткачества льна в Европе и откату ручного ткачества в текстильное производство  машинной мануфактурой в восемнадцатом веке все  ткачи стали искать работу на востоке Европы и переберались — в Польшу и прочие районы современной Белоруссии.  К примеру, Известно, что в девятнадцатом веке немецкие ремесленники-ткачи переселялись в Гродненскую губернию и закладывали здесь ткацкие мастерские. Приглашала их местная знать, основывшая свои льняные и суконные мануфактуры.

Во времена распада мануфактур и ремесленных цехов ткачам пиходилось переселяться в городки. Их заказчиками становились мелкие землевладельцы, шляхта и зажиточные крестьяне. Ученики ремесленников, набранные из крестьян, распространяли технические навыки среди сельчан, особенно среди женщин. Поэтому можно сделать вывод, что с конца девятнадцатого века ручным ткачеством приходилось заниматься в основном женщинам.

В двадцатом веке доминирующее место заняло ручное ткачество. О его происхождении точных сведений нет, однако есть мнение, что оно принесено из России. Ручное ткачество позволяло пользоваться широким спектром орнаментальных мотивов и узоров, создавать полихромные изделия.

Одной из причин распространения ручного ткачества было отсутствие материала, необходимого для достижения высокого качества и художественной выразительности многонитковых тканей. В это время вместо льна для ткацкой основы начали применять хлопчатобумажные нити — катушки черного и белого цвета. В середние двадцатого века ткачихи покупали различные ткани (мулине, шелк, тюль, шерстяные нити), которые и придавали полихромность. Яркой особенностью народного текстиля Белоруссии всегда было использование шелка, чье распространение происходило контрабандой из Литвы путем, где было налажено его промышленное производство.

В наше время в ручном ткачестве используют и многонитковую и переборную технику ткачества.

Ручное ткачество — один из сложнейших и многогранных процессов.