Такие простые слова — соломка, лён, полотенце, кружева

Кажется, такие простые слова — «соломка», «лен», «полотенце», «кружева».. Все предметы, которые они обозначают, можно найти в бабушкином сундуке. Вместе с тем все это — часть нашей культуры — бесценное сокровище белорусов.

Белорусы сегодня другие, не те, что были в начале 90-х. Наше общество прошло идентификацию, активизировала свою культуру. За последние 25 лет был пройден путь от советскости к самостоятельности. Идентификация обусловливается не генами или местом рождения, а сознательным выбором, который осмыслен на связанности с местом, с культурой.

Соломка

Использование соломки в изготовлении сувениров, предметов быта, элементов одежды — обычное дело. Но вот в филиале музея в Раубичах и в Гродненском историко-археологическом музее-заповеднике есть царские врата.. из соломы. Очень многие иностранные туристы удивляются. Действительно, использование в отделке церкви соломки — явление, уникальное для православной традиции. Эти соломенные ворота датируются концом XVIII — началом XIX века.

Орнамент

Орнамент

Орнамент, как и язык, строится по определенным законам. В языке есть диалекты, в орнаменте также выделяются определенные локальные, местные традиции. Он, как и местные наречия, имеет свои отличительные черты. Специалисты могут определить, с какой местности полотенце. Иногда даже можно назвать деревню, где он был соткан. Существует проблема: перевод смысла (семантики) орнамента на другой, вербальный язык. Это очень сложная и, возможно, даже неразрешимая научная задача.

Орнамент имеет определенный ритм, определенный состав элементов и их пропорции, что свидетельства о древних традициях местной культуры. Когда-то орнамент и цвет были очень сильными элементами этнической идентификации. Например, есть район (восток Витебщины, который переходит на Смоленщину), где орнамент сконцентрировал много свастичных элементов. Поэтому можно предположить, что на этой территории скорее всего жили балтийские народы. К сожалению, этот орнамент еще не исследован и
требует совместной работы археологов, этнографов и искусствоведов.

Кружева

В белорусской культуре много того, чего нет в той же России. Многое белорусская культура, в том числе народная, получила с Запада благодаря своей причастности к европейскому пространству.

Кружева плели у нас намного раньше, чем в России, — еще в XVI-XVII веках. Сначала на мануфактурах, а потом и крестьяне. В крестьянскую традицию с ремеслом перешло и название. Кружева — у нас, у поляков — коронки. Кружева деревенские женщины еще называют анталяжы (ударение на я), фарботы, бахрома. Слово «анталяжы» имеет французской происхождение и пришло к нам через Польшу. В польской деревне никто, может, так и не скажет, а наши женщины сохранили эту традицию и это слово.

Лен

Лен — материал, наделенный в белорусском культуры высшими, божественными качествами. Лен даже называют «Божья свеча». Например, на свадьбе был такой обычай. Перед тем, как одеть чепец (головной убор, который свидетельствовал о том, что женщина переходила в состояние замужней), женщине на голову клали прядь льна. Таким образом ее как бы венчали льном.

Белый цвет льна — цвет белорусов. Это цвет чистоты. Выбеленная тонкая ткань считалась высшим образцом работы женщины.

На архивных этнографических фотографиях можно заметить, что на людях всегда одета белая, чистая одежда. Стремление к белому цвету особенно проявляется в праздничных нарядах, но и повседневная одежда была белой.