КОЛЯДА (Коледа), в языческой мифологии — воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла.
Празднование Коляды происходило с 25 декабря/7 января (Рождество Христово) по 6/19 января (Крещение Господне). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.
После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгли костры, а юноши и девушки “наряжались в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.
С переходом на григорианский календарь вместо юлианского, соответственно переместились и даты календарных праздников. Во время войны Коляды не отмечались.
В 1950–1960 гг. в деревнях началось их возрождение, как тогда было принято говорить «на новой основе». На первое место выставлялась атеистическая функция обрядности. Аналогичная тенденция продолжалась и в 1970-е гг. Большой популярностью у населения пользовались карнавалы, особенно в городах.
Многие обрядовые традиции продолжают существовать в 1970–1990 гг. при праздновании Старого Нового года в ночь с 13 до 14 января. Молодежь устраивала вечеринку в клубе или на квартире. Очень популярны были гадания.
С 1990-х г. постепенно по всей Беларуси Коляды начали возрождаться в той или иной форме, в первую очередь колядование с участием переодетых. Ходят колядовать в основном в ночь с 7 на 8 января у православных и с 26 на 27 декабря у белорусов-католиков.
Новый год теперь отмечают 1 января как католики, так и православные. Этот день является выходным днем. Также выходными днями являются 25 декабря и 7 января (католическое Рождество Христово и православное Рождество Христово).
Колядующие, как и в прошлом, получают дары от хозяев дома, в который они заходят, и колядование заканчивается вечеринкой. На второй день после вечерне-ночного колядования молодежи колядовать ходят дети, которые переодеваются в карнавальные костюмы. И в современное время распространено верование, что приход ряженых приносит счастье, здоровье, благосостояние в семью на весь год.
Белорусские девушки перед «шчодрым» вечером гадают на свою будущую судьбу, однако все это происходит в виде праздничного шутливого розыгрыша.
Для детей устраивают елки с участием сказочных героев, Деда Мороза и Снегурочки.
Для современной Колядной обрядности характерно сосуществование народно-бытовых и христианских элементов. Многие жители республики ходят во время праздника в церковь (костел), водят туда детей, для которых устраиваются елки и колядные представления.