Ярило-Юрай

yarilo У славянских племен времен язычества Ярило считался богом плодородия и жизненных сил природы. С принятием христианства его место занял христианский святой Юрий-Победитель-Юрай, Юрия, Егорий. Ярило стал забываться и сохранился разве что в фольклоре с его древними корнями.
Вот две песни. В одной упоминается Ярило, во второй — Юрый. Содержание их почти одинаковое, и несомненно, что обе посвящены одному и тому же герою — Яриле:

Прошел праздник святого Яра.
Его личико белюсенькое.
Взял ключи весенние,
Не простые- золотые.
Отпер землицу, пустил росицу,
Пустил росицу на всю землицу-
На травку муравку, на куьтуры яровые.
(Минская обл.)
А вот другой вариант:
Настал праздник- праздник Юрия.
Святой Юрий вперед пошел,
Оседлал коня вороного,
Поехал прямо к Богу.
Взял ключи золотые,
Отпер мать-землицу,
Пустил росу на всю землицу,
На всю весеннюю.

Только и разницы, что Ярило ходил пешком, а Юрий ездил на лошади. «Пересадили» на коня и Ярилу

Е.Пузик из Полоцка вышила на рушнике седока. Спрашиваю: кто это? «Святой Ярило, -отвечает.-А вышила его потому, что он приносит хороший урожай.»
Чем глубже разбираешься в орнаментации ткачества, тем больше убеждаешься, что образ Ярилы имеет какое-то особенное, всеобъемлющее значенеие. Это символ жизненной силы, производственных возможностей природы. Это словно образ матери для всех людей. Образ Ярилы пробуждает в нашей душе нечто первозданное, древнее-то, что когда-то давало силу человеку, помогало ему выстоять в борьбе за жизнь.
Вышивальщица А.Красичкава (Минск) рассказывала о тех временах, когда была девочкой и ездила к бабушке в деревню. Весной там отмечали праздник Ярилы-Юрия. Рано утром выгоняли на луг, на росу стадо. Бабка громко обращалась к Яриле с просьбой охранять скот от хищников, дать ей здоровье и плодовитость. Говорила она и о том, что у Ярилы есть жена Ржаная Баба и дети — Житень, Спарыш, Рай и Богач.