Слуцкие Пояса (окончание)

Исследование слуцких поясов, древнего зодчества, иконописи, графики, народного орнамента становится приоритетным направлением изучения белорусского искусства в 1920-е годы в БССР. Этой проблематикой занималась секция белорусского искусства и комиссия по истории искусства, в деятельности которых активное участие принимал В. Ластовский. Как свидетельствуют архивные материалы, в 1927 году он изучал «номенклатуру орнамента» и готовил к печати альбом. Проблему происхождения и развития орнамента, слуцких поясов и их орнаментику исследовал искусствовед, научный секретарь Инбелкульта по изучению искусства, доцент кафедры истории искусства Белорусского государственного университета Николай Щекотихин (1896-1940), с именем которого связано становление отечественного искусствоведения. «Ювелирные изделия, вышивка, ткани, Слуцкие пояса, уреченское стекло — все это составляет солидную группу художественных изделий, достаточно высоких в техническом отношении и очень ценных в смысле обнаружения ряда характерных орнаментальных форм», — писал в те годы ученый, определяя направления исследования белорусского декоративно-прикладного искусства. Секция белорусского искусства Инбелкульта планировала издать в 1927-1928 годах его монографию «Слуцкие пояса», в которой предполагалось рассмотреть происхождение слуцких поясов, историю их изготовления и развитие орнаментики.

Монография о слуцких поясах М. Щекотихина не успела увидеть свет. В 1929 году состоялась реорганизация Инбелкульта в Белорусский академию наук. В то же время поднялась волна репрессий против деятелей белорусского культуры и науки, которая приостановила научные исследования по определенным ранее направлениям, перечеркнула издательские планы.

По постановлению СНК БССР 20 ноября 1929 года В. Ластовский был освобожден от обязанностей секретаря Белорусского Академии наук, а 21 июля 1930 года арестован ГПУ БССР по делу «Союза освобождения Беларуси».

В ХХ веке Слуцкому поясу было суждено превратиться из предмета роскоши и искусства в белорусский национальный символ. Слуцкий пояс-миф, его символический образ неотрывно от истории становления нашей нации и является одним из наиболее ярких культурных маркеров процесса созревания белорусской идентичности. В значительной степени этому способствовали деятельность и целенаправленные усилия Вацлава Ластовского по включению слуцких поясов в культурнохудожественный обиход Беларуси на рассвете становления идеи о национальной суверенности нашей страны, преобразованию слуцких поясов в мифологему, как важную составляющую конструирования национальной идентичности белорусов.