Рушник

Рушник — вещь глубоко символическая, многозначительная. Расшитая, узорчатосотканная ткань способна вызывать у нас много чувств и ассоциаций. Созданный по законам искусства, рушник украшает повседневность и одновременно является символическим напоминанием о невидимых связях, что соединяют отдельного человека с Богом, его родом, предками. Своим присутствием в домашнем красном углу или в церкви на иконах, на придорожном или надгробном кресте рушник отмечает то пространство, в котором человек через слова молитвы способен подняться до постижения сложных связей со Вселенной.

Рушник отражает историю народа, его дух, творческие устремления и художественное мировосприятие. Это найценнейшее достояние белорусской культуры и искусства. Белорусы, как ни один из других европейских народов, сохранили до начала XXI века в живом функционировании бесчисленное богатство фольклора, архаичное разнообразие и полноту семейной и календарно-аграрной жизни, традиционный костюм, художественные ремесла. Продолжают свое развитие многие виды народного декоративно-прикладного искусства. Среди них — рушник, который и сегодня ткут и вышивают в разных уголках Беларуси. Загадочными знаками орнамента, магической обрядовой силой и волнующим образным языком искусства рушник продолжает принимать участие в бесконецчном диалоге культуры прошлого и будущего.

Осмысление рушника как достояния национальной культуры приходится в Беларуси на 1970-1980-ые годы. Современные рушники становятся отныне неотъемлемой частью экспозиций выставок белорусского народного искусства в стране и за ее пределами. Тканые и вышитые рушники, выполненные на предприятиях народных промыслов, в минской «Скарбнице», в Неглюбце, Мотоле, в Слуцке — стали своеобразной визитной карточкой Беларуси. Собирательная работа музеев подняла огромный слой аутентичных художественных тканей. Рушники из сундуков деревенских женщин и созданные в наше время обогатили музейные собрания, составили фонд, который, по некоторым подсчетам, насчитывает в Беларуси более 10 тысяч единиц.
Начало основательного этнографического и искусствоведческого изучения белорусского рушника связано с именем Михаила Романюка. Им впервые были выдвинуты наиболее отчетливо варианты традиционных рушников и подготовлен ряд статей о них.