Рождение ткани

Ткачество — одно из самых ярких явлений в традиционной культуре белорусского народа. Оно тесно связано с потребностью крестьян, изготовлением одежды, украшением жилья и, вместе с тем, оно поднялось до уровня художественного явления. Мы видим готовое изделие, а как он создается — это загадка, тайна для непосвященных.

Традиционным сырьем для ткачества были лен и шерсть животных. Все обрабатывалась вручную, и этим занимались обычно женщины. Мужчины имели отношение только к изготовлению и наладке станка. Хотя так было не всегда. Было время, когда ткачество считалось мужским делом, и мужчины очень хорошо с этим справлялись. Но с течением времени ситуация изменилась.

Ткацкие навыки, такие как заправка ткацкого станка, вброс образца и т д., передавались исключительно от мамы дочери, от бабушки внучке. Осваивать ручной ткачество с 6-7 лет, а в 14-15 лет девушки обычно обладали основными навыками и приемами изготовления ткани. Умение ткать считалось одной из главных качеств будущей невесты, да и приданое каждая девушка должна была приготовить себе сама.

Процесс рождения ткани был очень длительным и трудоемким. Сначала лен сеяли, отправляясь в поле, семя несли завернуто в белую скатерть, чтобы в дальнейшем получить чистое, без сорняков поле, а в конечном итоге — новое белое полотно. В конце лета-начале осени лен рвали, обмолачивали коробочки с семенами. Потом лен расстилали на лугу, и он так лежал приблизительно 3-4 недели. Потом его сушили,  терли, трепали, чесали. В конце осени начинали прясть с помощью веретена или прялки. От работы не отрывались неделями. Только по праздникам и в воскресенье разрешался перерыв.

Если кудель была готова, то полученные из нее нити готовили к ткачеству: выбеливали, красили. В Великий пост, когда день становился длиннее, начинали ткать. Ткачество — процесс в своем роде завершающий. С этой ответственным делом необходимо было управиться к Пасхе.

Отдельно выделялись тканые изделия декоративного назначения, изделия для интерьера — полотенца, покрывала, ковры, одежная и др. Изысканное и домотканое, с растительным и зооморфным орнаментами, отделанное строгими геометрическими формами — такое ткачество восхищает и поражает. Ручное ткачество широко царило еще до середины ХХ века. Потом на смену пришло фабричное производство, а до этого времени потребности большей части населения удовлетворялись тканями ручного изготовления.
Многочисленность технических приемов — броня, выборное, ремизное, залоговое, ажурное — давало возможность производить не только ткани утилитарного назначения, но и выдающиеся произведения искусства.

Самое главное, что каждое произведение ручного ткачества глубоко отражает мировоззрение, философию, эстетический вкус народа и является частичкой души того мастера, который его создал, вобрав в себя солнечное тепло, влагу земли, дуновение, любовь трудолюбивых рук.