Праздник благополучия Богач

На прошедших выходных белорусы отметили Богач

Багач, Багатнік, Багатуха, Багатая.

В этот день наши предки подводили итоги своей летней деятельности, оценивали собранный урожай и благодарили Бога.

Образцовый хозяин стремился к Богачу закончить все полевые работы и даже почистить и спрятать до весны земледельческий инвентарь, который в пословицах к этому празднику назывался «рагачом». В народе говорили:

«Прыйшоў багач – кiдай рагач, бяры сявеньку – сей памаленьку».

На Багач проводились «Фэсты» с застольями, песнями, танцами, играми, где парни приглядывали себе невесту. После Богача наступал период свадеб. На Багач все должно было быть богато.

Символом праздника считалась восковая свеча в корзинке с зерном, называемая «багачом», приносящая в дом богатство и счастье. Рожь для «багача» молотили с первого зажиночного снопа и приносили по горстке с каждого двора.

С «багачом» обходили все дворы в деревне, а на выгоне обносили его вокруг стада. После праздника «багач» ставили в доме у одного из жителей и оставляли до следующего жатвы.

Люди верили, что «багач» сохранит в доме семейное благополучие, урожайность в поле, плодовитость скота.

Хозяин дома, где появился «багач», старался соответствовать оказанной ему чести, хату содержал в чистоте. Весной зерно из «багача» все сельчане подмешивали к зерну для сева.
На следующий год «багач» переходил в другую хату, потом – в третью, так к процессу присоединялась вся деревня.

В разных уголках Беларуси существовали свои особенности празднования Багача. Например, на подворья приносили ветки рябины с ягодами, раскладывали и развешивали в разных местах. Красная рябина должна была быть надежным защитником круглый год от лихого глаза и вероломного слова.

Сохранилось только одно описание праздника, сделанное Адамом Богдановичем, отцом известного поэта, в конце ХІХ века.