Одежда в этно-стиле

Есть ли сегодня востребованность на «этно»? В Гродно обсудили место «соломки и аистов» в современной Беларуси

В Гродно прошла польско-белорусский дизайнерская выставка «Этнапраект» в антикафе «Живое время» и было построено как ток-шоу, в котором дизайнеры, мастера и все заинтересованные в сохранении белорусского традиции, обсудили, как внести ее в жизнь городского жителя без возвращения в «каменный век».

Обстановка царила неформальная. Участники были всех возрастов: от маленьких детишек, пришедших с родителями, до пожилых лиц. Немало было молодежи. Свободных мест не было.

На открытии выставки все желающие могли ознакомиться с проектами связанными с этно. Здесь и стилизованная мебель, и мелкие полезные вещи, типа лампы, штопора или пластыря, элементы одежды и интерьеров, развлечения. Есть даже дверная ручка с мотивом белорусского рушника. Увидеть можно и проект целой квартиры, а даже дома. Соответствующий фон для просмотра работ создавали специально приглашенные музыканты.

Ток-шоу проходило под слоганом «Соломка и аисты: разрушаем стереотипы». Наглядным примером, с которого начался разговор, послужил паук, висевший под потолком. Он был сделан, как и положено, с саломак, вот только не привычных нам, а пластиковых, для питья.

В начале ведущие поинтересовались о зарубежный опыт возвращения этно-тематики в публичное пространство. Елена Трофимова (на фото ниже слева), организатор Этнапраекта, белорусский дизайнер, живущий в Польше, рассказала об уровне заинтересованности традиционной культурой у наших западных соседей.

«В Польше гораздо раньше появился интерес к деревне. В деревню направлялись художники в поисках вдохновения еще в позапрошлом веке. Шопен также вдохновлялся польской деревней. Если говорить о XXI век, то во время недавнего председательства Польши в Евросоюзе официальным сувениром была выбрана работа молодых дизайнеров — деревянная юла раскрашенная в региональные мотивы «.

О себе Елена сказала: «Этна вызывает у меня особые эмоции. Мне просто близка сама тема. Видимо, потому, что в детстве я тоже много ездила в деревню «.

Но или вообще это нужно белорусам? Может этно-производство, одежда в этно-стиле, стать массовой, или такие вещи будут элитарными? Если у зала спросили, кто целеустремленный ищет и покупает традиционные региональные товары, только четыре человека подняли руки. К тому же, долгое время все, что шло из деревни, воспринималась как низкое, колхозное, несовременно.

Игорь Михна, руководитель минской этно-магазина «Рагна»:

«Нас всегда кормили чем-то новым. Мы привыкли к этому течению. Но надо притормозить. У нас есть проверенное старое, почему бы его не использовать? Мы можем анализировать, искать, но сейчас даже современная белорусский музыка вызывает у многих недоумение. Вся эта чушь, лампочки Ильича и т.д. заменила то, что у нас было «.

Развивая тему гость дал понять, что, по его мнению, все закладывается еще в детстве:

«Глобализация принесла нам мультики типа» Том и Джерри «. Сейчас у нас как? Детей представлены сами себе. Им включать мультик — и радуются: «Вот, наконец, можно спокойно посуду помыть». Здесь же Игорь Михна привел свой пример воспитания: «У меня в семье разговаривают на белорусском языке — и здесь не может быть никакой толерантности. Каждый отвечает за свое чадо. Моя дочь ходит в Макдональдс раз в год. Потому что я не хочу убивать ее за свои же деньги «.

Досталось и системе образования. Одна из участниц упомянула, что в детском саду должны быть и изделия из бумаги, и соломка, и другие формы знакомства с традицией, но это просто не нужно воспитателям.

О равнодушие вспомнила и одна из обладательница антыкафэ Екатерина: «С нашего университета, с факультета искусств никто не пришел. Хотя я сама отнесла туда афишу. Если тема не интересует тех, кто имеет непосредственное отношение к культуре, то как быть? »

Забросом в сторону мастеров было то, что производители часто подстраиваются под потребителя, которому аутентичная, а значит одиночная и ценная, продукция не нужна. Вообще, в состоянии ли белорусы покупать вещи, созданные вручную, а не промышленным способом?

«Если понравится — купят. Айфоны вон покупают за 500 долларов «, — категорично заявил Игорь Михна. «А вот я купила платье не ручной, а машинной вышивки, ибо могла ее себе позволить по цене. Кто захочет — найдет выход «, — сказала одна из участниц.

Многие из присутствующих соглашались, что дизайнерское использование этнических мотивов в массовом производстве одежды в этно-стиле могло бы усилить моду на этно в Беларуси. Примером с выставки «Этнадызайн», к которому чаще всего обращались во время ток-шоу, были медицинские пластыри, украшенные традиционными мотивами.

Но массовый печать тех же маек — не панацея. Игорь Михна пожаловался:

«Я видел людей, которые штампуют каждый день какие якобы исторические глупости на майки. А когда я предлагаю за ту же сумму сделать мне на заказ то настоящее, мне приходится долго ждать. Им проще гнать этот кич, чем сделать аутентику. Бизнес — это миссия. Мы продаем не товар, а концепцию «.

«Мы можем пойти на компромисс с покупателями, но не с собственным совестью», — пояснила свою позицию Евгения станины, хозяйка галереи «Ткалля».

Возвращаясь к теме массового производства одежды в этно-стиле, прысутняы спросили у Елены Трофимовой, какие идеи, созданные в рамках этнапраекта, удалось реализовать. Оказалось, что массового производства не дождался ни один из проектов. В единичном экземпляре существует экологический дом с самого первого Этнапраекта, который прошел в 2011 году. Он построен недалеко от Минска, там есть солнечные батареи и вообще он очень дешевый в обеспечении.

Закончилась дискуссия вопросом: что можем сделать именно мы? Игорь Михна тут же в шутку предложил на каждом поле оставлять после прохода комбайнов по одному снопы, чтобы мастера имели материал для работы. А если серьезно, то совет минского гостя была лаконичной, но сложной — вдохновлять людей своим примером.

одежда в этно-стиле