Еще в конце 60-х гг. XX в. старые люди на Витебщине рассказывали, что, по семейным преданиям, иx деды в XIX в. начинали носить брюки только перед женитьбой.
Поясной мужской одеждой древних жителей Беларуси были льняные или суконные штаны. По одной из версий восточные славяне позаимствовали иx от скифов, которые на конях кочевали по причерноморских степях 500 лет до н. э. Однако в книге «Создано человечеством» Ю. В. Брамлей и P. Г. Подольная рассказали о раскопках под Владимиpом, во время которых были обнаружены останки людей в меховых штанах, которые жили 20 тысяч лет тому назад, задолго до приручения лошади. Эта находка говорит о том, что брюки у славян появились скорее всего под воздействием климатических условий, а не верховой езды на лошадях.
Костюм зажиточного крестьянина
В конце XIX — начале XX в. в разных регионах Беларуси мужская поясная одежда носила названия «брюки», «штаны», «порты», «учкуры», «майты» и т.д. Кстати, у русских к XVIII в. не только брюки, но и вся мужская одежда называлась «порты».
Л. В. Дучиц, на основе археологических данных, считает, что мужские штаны жителей белоpycких земель в раннем средневековье, как и у русских, были небольшими. Пояс делали нешыpoким и завязывали вокруг талии.
Одежду украшали нашивными металлическими спиральками и бляшками. Необходимым элементом мужского костюма с праславянских времен в Беларуси кожанный, тканый, плетеный или шелковый пояс, к которому часто прикрепляли подвески-амулеты.
Как и в Западной Европе, в Великом княжестве Литовском с ростом и развитием городов увеличивался слой богатых pемесленников и купцов, которые вели активную внутреннюю и внешнюю торговлю. Благодаря купцам между городами различных регионов Беларуси налaживались и расширялись экономические связи.
На мужской костюм в средневековье огромное в влияние оказала военная одежда. Под кольчугу надевали полотняную или суконную рубашку с прошитым в несколько слоев полотном или сукно длиной до середины бедер и суконные или холщовые штаны, которые заправляли в кожаные сапоги.
Костюм крестьян XVIII в.
По мнению некоторых исследователей одежды, со временем суровый военный быт как бы вытеснил рубашку из употребления средневекового воина. Вместо нее стал в XIII в. применяться подлатник — полукафтан или зипун преимущественно из хлопчатобумажной или суконной ткани, подбитый ватой. После нашествия татар жители восточных земель начали делать рубашки выше колен и ворот разрезать не посередине груди, а на левой стороне. В Беларуси древнерусская рубашка с разрезом ворота посередине груди сохранялась до конца XIX в.
У крестьян и горожан рубаха никогда не выходила из использования ни в ежедневной работе, ни в праздничные дни. Приспособленый к работе и условиям жизни крестьянский костюм на протяжении веков не поддавался воздействию моды и постепенно приобретал национальный характер. По-прежнему крестьянский костюм на Беларуси состоял из рубахи длиной до колени и ниже, которая была туникообразного кроя с прямыми длинными рукавами, подпоясанной тканым или кожаным поясом с металлической пряжкой. До пояса крестьяне обычно прицепляли необходимые в ежедневном обиходе вещи: ножик, кожаную сумочку с кpэciвaм. Рубаха в комплексе со штанами служили крестьянам единственной одеждой летом и домашней одеждой зимой.
Летний крестьянский костюм.
В конце XV — начале XVI в. в Беларуси налоги с городов и пошлинными сборы с купцов стали основным источником пополнения великокняжеской казны. Желание превратить экономическую деятельность городских жителей в постоянную источник своих доходов проявилось в политике прощения городам (от имени великого князя литовского или властителя частнособственнического города) привилегий на магдебургское право.
По этим привилегиям горожане освобождались от феодальной зависимости и повинностей, им гарантировались свободные занятия ремеслом, торговлей, земледелием и разрешалось выбирать свой орган власти — магистрат, а также суд, создавать ремесленные объединения — цеха.
Углубление разделения труда, возникновение и расширение в городах цехового производства способствовали выделению портняжества в отдельное ремесло и унификации одежды горожан, обусловив возраставшае его отличие от деревенского, как в способах пошива, материале, так и в структуре всего костюмного комплекса. Так, например, в первой половине XVII в. пошивом одежды в Могилеве занимался портняжные цех, который в 1634 году получил королевскую привилегию. Развитие ремесла и торговли создало слой богатых горожан, денежные средства которых дали им возможность поставить в зависимость от себя многих обедневших дворян.