Белорусский орнамент — это шифр народа

Как правильно читать народные узоры, объясняет доктор искусствоведения Евгений Сахута

Майки с принтом в виде белорусского орнамента, вышитые блузки
и рубашки, даже чехлы для мобильников с национальными узорами — все они так быстро и ярко вошли в моду, что не иметь их уже кажется дурным тоном. А ведь еще несколько лет назад казалось, что вся эта народная культура канула в Лету, традиции забыты и возродить их нереально.

— Сегодня действительно никто из исследователей, каким бы увлеченным он ни был, в нынешней деревне значение орнаментов уже не расшифрует, — признается доктор искусствоведения, научный редактор книги «Беларускі арнамент” Евгений Сахута. — Когда профессор Кацер собирал материал для этой книги в 30-х годах прошлого века, в деревнях еще что-то помнили.

— Но вы видите сейчас всплеск интереса к народной культуре?
— Как не видеть, если я 40 лет занимаюсь исследованием традиционной культуры. Эти процессы начались еще во времена перестройки. А потом Беларусь получила независимость, и на моих глазах за несколько лет люди повернулись к народной культуре. Сегодня — вторая волна этого интереса, возможно, навеянная событиями в соседней Украине. Если мы осознаем себя самостоятельным народом, значит, должны чем-то отличаться. Очевидно, что не тракторами и холодильниками, которые во всех странах стандартны. А вот народная культура у каждого народа своя.
— А то, что молодежь носит не вышиванки, а вышимайки, вас не смущает?
— Совершенно нет. Традиционный народный костюм мы уже никогда носить не будем. Да это и не нужно. И то, что на майках используют принты, а не вышивку, меня совсем не смущает. Мы же изучаем историю мирового искусства по репродукциям, а не по оригиналам. Главное, чтобы сами узоры использовались грамотно, выбирались правильные цвета и характер. Ведь национальный орнамент — это не просто украшение (хоть сейчас мы его используем именно в таком качестве), но это шифр, который передали наши предки.

Белорусские цвета — только красное на белом

— Есть традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий с дохристианских времен. Белорусы, а когда-то и все славяне, использовали два цвета — красный цвет на белом фоне. Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон — цвет чистоты. Красный — цвет солнца, крови как символа жизни, и вообще символ жизни. У белорусов, как ни у кого из славян, сохранилась до ХХ столетия чистота узоров. Наши корни — красный узор на белом фоне. С конца XIX века добавился черный цвет. Но он никогда не преобладал, только оттенял красный. А все остальные цвета никогда не использовались в наших орнаментах. В народных костюмах встречаются синий, желтый, но никогда, кстати, зеленый. Загадка традиций. Зеленый считается символичным цветом у мусульманских народов. А у нас, несмотря на обилие зелени, никогда не использовался народом. Правда, в книге встречается много и полихромных образцов. Но они явно поздние.

Орнамент Орнамент Орнамент
Солнечный знак — ромб с отростками. Интересно, что на древних костяных или деревянных изделиях, на женских гребнях, которые носили на голове и которые должны были быть оберегами, солнечный знак изображали как кружочек с точкой посередине.
В текстиле кружочек не сделаешь, он трансформировался в ромб. Ромб с загнутыми концами, так называемая свастика, — тоже солнечный знак, знак круговорота солнца. Его можно увидеть в Беларуси на женских фартуках еще в начале ХХ столетия.
Знак земли – перечеркнутый ромб с точками. Символ человека — восьмиконечная розетка. Это еще индоевропейский мотив.Эти знаки признаются
исследователями как основные. Несомненно, их было больше, но какие-то забылись, а какие-то уже невозможно расшифровать.

КСТАТИ
У белорусов не было символов смерти

— Все эти символы — очень сильные знаки, которые должны оберегать человека. Хоть мы сейчас не вкладываем в них смысл оберега. А наши предки верили, что они помогают. Поэтому и не было у нас знаков, которые символизировали бы смерть, боль, горе.

Вы задумывались над тем, почему орнамент на одежде помещают только в конкретных местах — на вороте, на манжетах, вдоль манишки, на головном уборе вокруг лица. Они есть там, где прорехи, где зло может проникнуть к телу человека. Все остальное защищено тканью. А полотно ткалось на кроснах, на которых эти знаки были нанесены.

НА ЗАМЕТКУ

1. Звезда человека на небе;

2. Солнце дает силу и урожай;

3. Луна бережет детей от ночных страхов;

4. Огонь лечит от простуды и немочи;

5. Перун оберегает от дурного глаза, своими стрелами карает чертей;

6. Дед на том свете молится за здоровье, счастье живых родных;

7. Козерог лечит и оберегает всю живность от болезней и нечистиков.

Вышила солнце, чтобы сын выздоровел

Наши предки верили в магическую силу символов и знаков.

— У белорусов существовала великая культура обрядовых рушников. В каждом регионе ткали, вышивали свои — где-то от неурожая, где-то от засухи, в военные времена — чтобы лихо обошло деревню. Где-то в деревне женщины собирались и ткали за одну ночь, — рассказывает Евгений Сахута.

В книге немало таких примеров.

Восьмидесятилетняя бабушка вспоминала, как у нее заболел сынок. Ничто не помогало. А как только вышила она узор солнца, сын сразу выздоровел.

— У меня двое старших детей умерло, — рассказывала другая женщина. — Боюсь, как бы не умерла и Соня. Я вышила два рушника с узором ребенка. Один отнесла в церковь и повесила на икону Божией
Матери, другой — на могилу деда.

У белорусов была даже своя астрология.

— Ночью и днем бабки-гадалки смотрели на небо — на солнце, луну, звезды. Потом советовали нам, что вышивать на рушниках. Я вот по совету по совету бабки Купреихи вышила такие узоры.