С миру по нитке: аутентичный народный костюм возродили в Сенненском районе

Белорусский регион знаменит тем, что именно здесь в начале XX века мастерица Матрона Маркевич вышила фрагмент орнамента, который использован на государственном флаге Беларуси. А несколько лет назад в Сенно установили памятник мастерице.

Костюм начали восстанавливать с рубашки

Традиционный и наиболее распространенный комплекс женского костюма сенненского региона состоял из кашули (рубашки), андарака (юбки), пояса и платка.

Директор Сенненского дома ремесел Ольга Квашко в возрожденном костюме
Директор Сенненского дома ремесел Ольга Квашко в возрожденном костюме

«Восстановлением сенненского женского «строя» начала XX века — рассказывает Директор Сенненского дома ремесел Ольга Квашко — мы занялись в 2009 году. Я тогда приняла решение, что если восстанавливать — то максимально приближенный к оригиналу.

Для того чтобы восстановить костюм, нужны были аутентичные ткани. В одной из первых экспедиций была найдена оригинальная домотканая ткань из деревни Тухинка Сенненского района. «Нам посчастливилось — эту ткань нам подарили», — рассказала собеседница Sputnik.

Потом начались экспедиции, в которых искали информацию — как же правильно скроить рубаху. Приходилось ездить по маленьким деревушкам района, где еще были живы женщины, которые хранили старые рубахи своих мам и бабушек.

«Подаренный нам отрез домотканого полотна был не очень большой. Его чуть- чуть хватало на рубаху. Поэтому, чтобы неиспортить драгоценную находку при раскрое мы считали по каждой ниточке. И затем начали вручную собирать рубаху».

Разрез на груди женской рубахи

Разрез на груди женской рубахи

По типу кроя это была так называемая «суцэльная» рубаха без воротника. В воссозданном костюме сохранены все пропорции: к примеру разрез на груди женской рубахи, которую женщина носила не один год, должен быть 40 сантиметров. Так делалось с учетом того, что в начале XX века белорусские селянки часто рожали и кормили грудью.

Наша рубашка в сенненском регионе, она называлась именно рубашка, а не кашуля, вся сшивалась вручную, такими же стежками, какими шили в начале XX века».

Четыре цвета сенненского орнамента

Орнамент вышивки на рубашке является точной копией орнамента праздничной рубахи этого региона начала прошлого века.

Обычно празднично-обрядовая кашуля шилась из тонких отбеленных самотканых полотен и украшалась архаичным красным, красно-синим ромбом геометрическим орнаментом, характерным для сенненского региона. Позднее в цветовую гамму местные женщины добавили и красно-черный растительный орнамент.

Четыре основных цвета - красный, черный, синий и желтый - сенненского орнамента

Четыре основных цвета — красный, черный, синий и желтый — сенненского орнамента

Колористика сенненской народной вышивки и ткачества включает в себя четыре основных цвета: красный, черный, синий и желтый. Есть версия, что эти цвета стали базовыми со времен, когда в сененнском крае проживали староверы, но до сих пор научно это не подтверждено.

Колористика сенненской народной вышивки

Колористика сенненской народной вышивки

Традиционно у рубашки вышивались ворот, манжеты, плечевые вставки, а также «пазуха» — последние служили оберегом. В сакральных целях женщины вышивали древние символы. По орнаменту можно было узнать, о чем думает женщина: например, украшает рушник восьмиконечными звездами — просит достатка и оберега для семьи.

Фартук вышит традиционно

Традиционно и в повседневном, и праздничном народном женском костюме сенненского региона присутствовал фартук. Как правило, узор на фартуке перекликался с узором на рубахе.

Сенненский фартук

Сенненский фартук

«В нашем случае узоры идентичные. Сам фартук также тех размеров, которые традиционно были в регионе. Узор кружева, выполненного крючком, является точной копией кружева, доставшегося мне от бабушки», — рассказала Квашко.

Она также отметила, что при выполнении вышивки на фартуке преднамеренно работала в той технике, которой пользовались сенненские женщины в начале прошлого века.

Традиционная вышивка с изнанки

Традиционная вышивка с изнанки

Андарак с потайным кармашком

В одной из экспедиций исследователи нашли отрез домотканого шерстяного полотна, из которого обычно делали юбки, или андараки. Сочетание синего и зеленого цвета в шерстяном ткачестве в начале века в сенненском регионе было традиционным — ведь при окрашивании ниток использовались в основном натуральные красители.

Андарак из домотканого шерстяного полотна

Андарак из домотканого шерстяного полотна

Традиционно сшитый андаракТрадиционно сшитый андарак

Обязательным дополнением юбки в Сенно в начале прошлого века был потайной кармашек, куда женщина, отправляясь в выходной день на базар у «цэнтар», могла спрятать деньги, ключи.

Андарак с потайным кармашком

Андарак с потайным кармашком

Кружевной чепец для замужней женщины

Ни один женский костюм не обходился без головного убора. В Сенно в начале века замужние женщины носили под платки своеобразные чепцы.

Кружевной чепец для замужней женщины

Кружевной чепец для замужней женщины»Чепец, который используется в нашем костюме, связан крючком и является точной копией чепца, который был найден во время этнографической экспедиции 2008 года на севере Сенненского района», — рассказала директор Дома ремесел.

Мужской традиционный для ХХ века костюм сенненского региона

Мужской традиционный для ХХ века костюм сенненского регионаВ сенненском Доме ремесел, который активно развивает тему народного костюма региона, собрана коллекция народной одежды. В частности, в прошлом году, были сделаны свадебные мужской и женский костюмы начала ХХ века. А в этом году, по словам, Ольги Квашко, «сделана совершенно уникальная вещь — воссоздан еврейский свадебный мужской и женской костюм, который носили местечковые евреи в начале прошлого века».

Еврейский свадебный костюм начала ХХ века

Еврейский свадебный костюм начала ХХ векаПо ее словам, еврейский свадебный костюм 100-летней давности возрожден в регионе впервые и будет представлен на международном фестивале народных ремесел в Витебске. Исполнила костюм по старым лекалам мастер сенненского Дома Ремесел Тамара Кучинская.

Источник