Старинные символы счастья

Интервью Елена Галиевской (художника-модельера “Скарбнiцы”) для газеты «Советская Белоруссия» от 18.03.2006

В древности орнамент нес глубокий смысл, и случайных деталей в рисунке быть не могло. Специалисту достаточно одного взгляда на старинную рубаху, чтобы прочесть “послание”, “зашифрованное” вышивальщицей.

— Эта рубаха — точная копия вытканной и вышитой в XIX веке в Витебской области, — рассказывает ведущий художник-модельер научно-производственного объединения РУП “Скарбнiца” Елена Галиевская. — Рубаху носила женщина средних лет, замужняя и имеющая детей, работящая. На это указывает вышивка. Видите, васильки чередуются с ромбами. Василек не только символ Беларуси, испокон веков характерный для орнаментов нашей земли. Этот цветок, растущий во ржи, еще и символ человека, который занят сельскохозяйственным трудом. Ромб символизирует землю, плодородие и женское начало. Но если бы рубаха принадлежала молодой девушке, в вышитом узоре ромб был бы маленьким и геометрически правильным. Здесь же, как видите, ромб имеет развитие — к его уголкам “присоединены” другие геометрические фигуры. Это значит, что женщина уже не раз стала матерью. Поскольку рубаху женщина вышивала себе сама, значит, так она себя оценивала, эти характеристики считала в своей личности главными и это хотела сообщить о себе миру. К слову, определить, принадлежала ли “раритетная” рубаха молодой или зрелой женщине, можно лишь по вышивке. По размеру, как мы сделали бы это сегодня, не удастся. В старину ширина всех деталей сорочки зависела от ширины ткацкого станка хозяйки. И на всех домашних — и 42-го, и 54-го размера — рубахи были одной ширины: кому-то “в облипку”, кому-то “с напуском”. — Ромбы как символ плодородия, — продолжает собеседница, — вплетались и в вышитые орнаменты мужских рубах, но гораздо реже. Чаще для мужской одежды использовалась цветочная вышивка. Причем вышивка на манжетах, воротнике и груди была совершенно разная. Обычно орнамент шел и по низу рубахи и во всех этих случаях выполнял роль оберега — от недуга, от дурного глаза. На груди и шее — берег сердце и душу, дыхательные органы. На запястьях и предплечьях — охранял руки, важнейший инструмент человека труда. Вышивка по низу сорочки сберегала мужскую силу. Цвет для вышивки носильных вещей по всей Беларуси предпочитали красный — в каждом регионе свой оттенок. На Витебщине, к примеру, нитки красили в спокойные бордовые и малиновые тона, на Минщине — в теплые ярко-красные. Ближе к Украине в орнамент чаще вводился черный цвет, на востоке белорусской земли — голубые и жемчужно-серые тона. Впрочем, по словам специалиста, иногда две деревни, расположенные в нескольких километрах друг от друга, могли разительно отличаться в технике вышивки и по орнаментам, и по выбору цвета. — Допустим, — объясняет художник-модельер “Скарбнi-цы” Ирина Шуберт, — женщина с Украины вышла замуж и приехала жить на Гроденщину. Естественно, она привезла с собой свои, необычные для этого региона, традиции вышивки, и они прижились в деревне. Кроме того, выбор цвета и орнамента зависел от того, праздничная вещь или повседневная. К примеру, в вышивке для свадебных, “вясельных” вещей — одежды, рушников и т.д. — практически не использовался черный цвет и существовали свои, особые символы. Совет да любовь В старину девочка начинала готовить себе приданое еще в детстве, ведь работа предстояла очень большая: выткать и вышить одежду, рушники, наволочки и набожники — специальные рушники по окладу иконы, постилки и покрывала, занавеси и многое другое. А незадолго до свадьбы невеста должна была выткать и вышить рубахи жениху, отцу жениха, его сестрам. Особую роль на свадьбе выполняли “вясельныя ручнiкi”. Их чаще всего для дочерей и сыновей вышивали матери, вкладывая в орнамент сакральный, магический смысл. Рушниками родители связывали вместе молодых, что символизировало неразрывность их дальнейшего пути по жизни. Из рушников делали “ворота”, под которыми проходила молодая пара, возвращаясь после венчания в хату. На рушнике стояли молодые во время венчания в церкви. Древние свадебные символы испокон веков в разных уголках Беларуси практически не отличаются. И сегодня мы предлагаем нашим читательницам вышить своими руками свадебный рушник — точную копию орнамента, пришедшего к нам из глубины веков. Рисунок вышивки, как и любой древний орнамент, имеет свое значение. Первый ряд орнамента — свадебные колокольчики, символ праздника, веселья и радости. Следующий ряд состоит из цветов и ромбов. Эти мужские и женские символы вместе образуют 4 колеса. Символ читается очень разнопланово. Катятся колеса — едет свадьба. Кроме того, колесо, не имеющее ни начала, ни конца, символизирует то, что жизнь продолжается вечно, род сменяет род. А еще это — философское напоминание о быстротечности жизни и о том, что надо радоваться каждому ее дню. Мог быть на подобном рушнике и следующий ряд орнамента: традиционный свадебный символ — древо жизни, которое растет из сундука. Родители желают молодым, чтоб их дом был полной чашей. А по сторонам дерева вышиты две пары повернутых друг к другу женских и мужских фигур. Это два отныне навеки связанных через молодых рода — жениха и невесты. Нередко мастерицы вышивали и еще одну полосу, самую легкую “по массе”. Она состояла из колосков, уточек, козочек и маленьких детских фигурок: пожелание молодым успехов в работе, богатого хозяйства и продолжения рода. Итак, приступаем к работе. Необходимо приобрести льняную ткань, а также канву — разряженную ткань полотняного переплетения. Специалисты советуют остановить свой выбор на продукции Оршанского льнокомбината, которая есть практически в любом магазине тканей. Канва накладывается на будущий рушник и аккуратно приметывается по основе и утку. Рисунок орнамента переносится на обыкновенную бумагу в клеточку, и по нему делаем вышивку: ткань канвы тоже состоит из клеточек, и мастерица выполняет вышивку, считая клетки. Каждая клеточка означает один крестик. Более темные клетки — это нитки мулине бордового или малинового цвета, более светлые — ярко-красного. Можно комбинировать красный цвет с черным, но вообще-то именно для свадебной вышивки такое цветовое решение в старину не поощрялось. Пяльцы можно выбрать любого размера — тут уж кому что нравится, но маленькие пяльцы придется часто перетягивать. Размер рушника тоже можно выбрать по собственному усмотрению. Важный нюанс: рушник сначала надо вырезать большим, чем он будет в конечном итоге, чтобы иметь возможность заправить в пяльцы его край. А лучше сделать вышивку на куске полотна, а выкроить рушник по окончании работы. Вышивка повторяется с обоих краев рушника. По окончании работы нити канвы аккуратно подрезаются и выдергиваются, поэтому стежки надо делать не слишком тугими, но и не очень слабыми, чтобы потом они плотно прилегали к ткани, не образуя петелек. И еще одна деталь: очень важно, чтобы изнаночная сторона была почти такой же аккуратной, как лицевая. Величину ячеек канвы каждая мастерица может выбрать по собственному усмотрению, но чем больше каждый отдельный крестик, тем грубее вышивка. На “вясельных ручнiках”, считалось в древности, крестик должен быть очень маленьким, что создает особое изящество вышивки. Даже если в вашей семье свадьбы в ближайшее время не намечается, этот освященный временем узор наверняка принесет в дом удачу.
Читать статью полностью на портале «СБ»: http://ng.sb.by/ekonomika-3/article/starinnye-simvoly-schastya.html?AJAX_MONTH=5&AJAX_YEAR=2014

Яндекс.Метрика