А вы Гукали Весну?

«Гуканне Весны» — перевести название можно, как зазывание весны на землю, праздник, характерный для южных регионов Беларуси, и практически не встречается в северной ее части.

Основные традиции «Гукання» — украшение обрядового дерева разноцветными лентами, песни, хороводы ( чтобы разбудить землю), катание на качелях (как приближение к небу и солнцу), а также костер, на котором сжигают чучело зимы и готовят обрядовую яичницу.

Как и многие другие языческие обряды, Гуканне Весны не имела конкретной даты.

Место празднования

Чаще всего люди собирались на открытом месте (горка, берег реки, край леса или даже крыша дома или бани). Дело в том, что именно высокие места весной первыми освобождаются от снега. Так описано Гуканне Весны в Гомельском уезде (Могилевская губерния), в книге П.В. Шейна: «Обычно само гуканне происходит у нас так: группы девушек собираются на самые возвышенные места в деревне, около гумен; стелят солому и, усевшись на нее в ряды, поют до поздней ночи весенние песни. Эти песни разносятся тогда по всем окрестным «сборным пунктам». Часто поют по очереди: в одном месте начнут и останавливаться, во втором продолжают». На Полесье была традиция собираться на берегу озера или реки.

Костер

Крестьяне делали костер из старья и пели возле него песни-веснянки. Иногда молодежь, как и на купальских игрищах, устраивала прыжки через костер. В Чечерском районе даже поджигали старое колесо и пускали его на плоту по реке (что перекликается с аналогичным купальским обрядом). Сжигание старья символизировало прощание с зимой, восстановление мира, омолаживание природы.

Печенье-«жаворонки»

Чаще всего пекли сорок кусков печенья в виде птиц и раздавали детям. Иногда девушки брали полотно и, раскачав его, подбрасывали на нем вверх печенья в виде жаворонков. Это как бы имитировало полет и должно было ускорить возвращение птиц из теплых краев. Одним из первых каждую весну прилетал именно жаворонок. Он и считался «вестником» весны.

«Танцы на краю весны»

Этот обряд существовал в Солигорском районе Минской области. Молодежь собиралась и обходила дворы. Хозяевам она желала хорошего урожая, изобилия, а потом водила во дворе хоровод. Считалось, что, «где хоровод ходит — там жито родит».

Весенние песни

Абстрактное для древних людей понятие прихода весны воплощалось в человеческие образы — красивую, цветущую девушку, появление которой связывали с прилетом птиц из теплых краев и поэтому их звали:

Жавароначкі, прыляціце — у-у-у-у!
Вы нам лецейка прынясіце — у-у-у-у!
А зімачку забярыце — у-у-у-у!
Бо нам зімачка надаела — у-у-у-у!
Усе хлебушкі пераела — у-у-у-у!

В некоторых песнях Весна и Зима персонифицируются, превращаясь в живых персонажей.

Зима с Летом встречается, о здоровье спрашивает:

— Ой, чалом, чалом, да цёплае лецейка!
— Ой, здарова была, да халодная зімачка!
— Што цябе, лецейка, узвелічваюць,
Мяне, зімачку, праклінаюць?
— Бо ты, зімачка, халодная,
Лугі, балоты памарозіла.

[Not a valid template]
Яндекс.Метрика