Ручное ткачество: Новая жизнь слуцких поясов.

Сотрудники НАН «перевели» 300-летнюю технологию ручного ткачества на машинное производство.
Еще три года назад казалось невозможным возобновить производство слуцких поясов. Знаменитые символы Беларуси ткались из тонких шелковых, золотых и серебряных нитей, и секрет их изготовления знали только во второй половине XVIII — начале XIX века. Сегодня уже сделаны четыре копии двух старинных раритетов. Каждый пояс сотканный в двух вариантах: с использованием золота и его искусственного заменителя — метаниту. Как удалось разгадать секрет знаменитых поясов, рассказал кандидат искусствоведения, директор Музея древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Борис Лазук.

«Идея возрождения древних приемов ручного ткачества Слуцкой мануфактуры, создания копий знаменитых слуцких поясов интересовала меня давно, но начинать работу в этом направлении было нелегко. Нужно было решить много различных вопросов, касающихся технологии производства, оборудования, создания инфраструктуры, — говорит Борис Андреевич. — Благодаря государственной поддержке идею удалось реализовать. Слуцкие пояса — яркий пример того, как государство целеустремленности вкладывает усилия и средства в возрождение культурного наследия народа ».

Различные специалисты занимались восстановлением производства слуцких поясов. Так, ученые-искусствоведы НАН Беларуси собирали и изучали раритетные изделия, создавали концепцию их реставрации. Им помогали художники и дизайнеры. Сотрудники витебского государственного технологического университета разработали уникальный компьютеризированный ткацкий станок, который впоследствии был изготовлен немецкой фирмой. Производство эксклюзивной продукции организовали специалисты фабрики «Слуцкие пояса».

«Важно было не только воссоздать внешний вид поясов, повторить их размеры, отличительные орнаменты, но и «переложить» ручное ткачество на машинное, — рассказывает Борис Лазука. — Не сразу удалось найти предприятие, которое бы взялось за такую работу. Возмущало нежелание отдельных «специалистов» что-либо менять в налаженной производства, попытаться увидеть в решении задачи повторить слуцкий пояс более широкую перспективу — восстановить национальный бренд. Иногда в отчаянии спрашивал сам в себе: как же так, в XVIII веке двое мастеров на ручном станке ткали пояс, а в начале XXI века — невозможно? До наших дней не сохранилось ни рисунков, ни чертежей станков, приспособлений, ни описаний технологии ткачества, по которой работали Слуцкие мастера. Приходилось разгадывать их секреты, изучая характер переплетения нитей у древних тканей, уникальные приемы, которые позволяли получать особенно ценные, так называемые «литые» золототканные пояса. Даже на уникальном станке не сразу удалось выткать точную копию Слуцкого пояса. Долгое время производители не могли добиться определенной плотности ткани — настоящий шелковый пояс очень тонкий. У нас он получался грубым, жестоким. Не держало линию и кромка пояса, а цвета орнаментов отличались от оригинала.

Научный совет строго оценивал копии слуцких поясов и неоднократно забраковывал фрагменты ткани, сотканные на фабрике. После многочисленных экспериментов производителям все же удалось получить необходимое качество. И если в конце прошлого года со станка была снята первая копия Слуцкого пояса — это был настоящий праздник».

Сюрпризы

Длина Слуцкого пояса — от 3 до 4,5 метра, ширина — 30-40 см. Обычно длина равнялась десятикратной ширины пояса. На создание одного пояса было нужно около 50-100 г золоту или серебру, а не 500-700 граммов, как иногда можно услышать. Слуцкие пояса не имели оборота, их можно было носить на любую сторону. Наиболее ценными считались четырехсторонние пояса, в которых каждая сторона был разделен на две части разного цвета, и владелец мог использовать пояс в различных жизненных ситуациях.

В знаменитом стихотворении «Слуцкие ткачихи» Максима Богдановича есть две ошибки. Во-первых, девушки не ткали пояса. За станками сидели исключительно мужчины, так как работа была очень тяжелая. Женщины готовили нити: шелковые нити обвивали тоненьким золотым проволокой. Это была ювелирная работа, которую могли выполнять только тонкие женские пальцы. Во-вторых, ткать «забыв» рука никак не могла — в станок заправлялись нити, соответствующие определенному рисунку.

На слуцких поясах восточные образцы успешно сочетаются с изображениями родных васильков, астр, листьев клена и дуба, а также с элементами белорусского орнамента.

Сейчас в белорусских государственных музеях хранится только 18 древних слуцких поясов (с учетом более-менее значительных фрагментов). Сколько их в частных коллекциях и за рубежом — точно неизвестно, возможно несколько тысяч. Между тем ученые полагают, что только на Слуцкой мануфактуре, которая существовала с 1757 по 1848 год, было произведено около пяти тысяч поясов. А их ткали не только в Слуцке, но и в Несвиже, Гродно, Ружанах, Кракове, под Варшавой и даже в всемирноизвестным городе ткачей Лионе.

В Слуцке создан Музей истории Слуцких поясов, который в скором времени откроет свои двери для первых посетителей. А вот кафе, оформленное в старинном стиле, уже работает. Появились в городе и две скульптуры Сергея Гумилевского: «Возрождение Слуцкого пояса» в виде ажурной цветы и фигура «Ткач». Они расположены возле ткацкой фабрики, которая вместе со слуцкими поясами получила новую жизнь.

Недавно Слуцкий краеведческий музей приобрел у коллекционера пояс отечественного производства из шелковых, серебряных и позолоченных нитей 90 тыс. Долларов. В общем, стоимость такого раритета теперь может достигать 300 тыс. Долларов и больше. А в XVIII веке за слуцкий пояс нужно было выложить сумму денег, равную годовой зарплате офицера тогдашней армии или стоимости небольшого имения.

«Слуцкие пояса прославили белорусский культуру, производство на весь мир. Их смело можно сравнить с такими знаменитыми достижениями европейского искусства, как венецианское и богемское стекло, мейсенский и китайский фарфор, производство которых продолжается и сейчас, — говорит Борис Андреевич. — Но у критиков может возникнуть логичный вопрос: зачем вкладывать столько государственных средств в создание копий поясов, если нет знати да и мода на кунтуш (древняя одежда в виде кафтана с широкими откидными рукавами) прошла? Сразу поясню, что копии слуцких поясов, в которых до мельчайших деталей будет скопирован оригинал, составят лишь десятые доли от выпускаемой продукции. Остальное — разнообразные копии, в производстве которых будут использоваться не только естественные шелковые, золотые и серебряные нити, а также искусственный шелк и заменители драгоценных металлов или другие материалы, которые позволят восстановить внешний образ пояса. Такая продукция будет востребована широким кругом потребителей. Слуцкие пояса появятся не только в музеях страны, они станут прекрасным подарком, который с достоинством можно будет презентовать иностранным официальным делегациям. Должна появиться и сувенирная продукция по мотивам слуцких поясов. Можно производить скатерти и салфетки, посуду, шкатулки, гобелены, витражи, изразцы, элементы одежды с фрагментами древних образцов, украшавшие «головы» (завершении) поясов, их бордюры».

В планах ученых НАН Беларуси — создать полный научный каталог, в котором будут отражены все дошедшие до наших дней слуцкие пояса, чтобы производители могли делать с них копии, а художники, дизайнеры вдохновлялись новыми образами, проникаясь старинной технологией ручного ткачества.