Ручная вышивка

ручная вышивкаВышивка, вид народного декоративного искусства; орнамент или рисунок, сотканный вручную (обычными или специальными иглами, иногда крючком и др.) или машинным способом на тканях, кружевах, кожи. Материалом служили льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, изредка шелковые нити, блестки и др. Исторически для Беларуси характерно применение в вышивке красных, синих, черных, белых цветов, хотя в зависимости от региона Беларуси колористика вышивок может отличаться. Для накладной вышивки применялись шнур, тесьма, ленты, куски цветных тканей, кожа и др. Вышивкой украшали женскую (рубашки, головные уборы, фартуки, изредка — юбки и гарсеты) и мужскую (рубашки, шейные платки) одежды, суконную и овчинные одежду, вещи декоративно-обрядового и бытового назначения (полотенца, скатерти, навалочки, покрывала и др.).
Различают также вышивку, как отдельный вид вышивки. Это ручная или машинная вышивка драгоценными материалами: цветными шелковыми, золотыми, серебряными нитями, жемчужинами, камнями. В Беларуси вышивка известна с XVI в. в отделке литургической (орнаты) и праздничной одежды, декоративных тканей (покрывал для алтарей — антиминсы).

История вышивки

На территории Беларуси самые древние образцы ручной вышивки известны на остатках тканей (сохранились преимущественно шелковые), на кожаном обуви, на футлярах, кошельках (XII — XIII в.) — Изделиях ремесленников из Полоцка, Минска, Турова, Давид-Городка, Пинска, Слуцка , Гродно. Изделия расшивали цветными шерстяными, изредка шелковыми нитями с характерным орнаментом в виде плетенки, спиралевидные завитков, концентрических кругов, сердцевидных фигур и др.

О вышивке периода феодализма свидетельствуют разнообразные письменные источники, отражающие распространение вышитых вещей среди определенных слоев населения (в том числе и среди крестьянства), отмечают превосходство ручной вышивки по сравнению с другими способами орнаментации тканей, приводят сведения о преемственности традиций прошлого. С усилением связи с городом и влияния городской культуры патриархальный быт сельского населения быстро разрушался, что отразилось на традиционном одеянии, способах и характере орнаментации народных тканей.

Роль вышивки

Во второй половине XIX — начале XX в. вышивание на Беларуси было одним из расширенных занятий, а ручная вышивка — развитым и популярным видом народного искусства. Ткани, орнаментированные вышивкой, образцовым ткачеством, были обязательным атрибутом традиционных обрядов семейного и календарного циклов. В той или иной степени техникой ручной вышивки владела каждая женщина, тем более что в отдельных местах ручная вышивка была единственным или преобладающим (по сравнению с ткачеством) способом отделки и орнаментации тканей. Вышивание издавна считалась у белорусов одним из необходимых занятий женщины (особенно девушки-невесты), хотя и с определенными возрастными ограничениями. Женщина в замужестве посвящала рукоделию не так много внимания — прежде всего из-за отсутствия свободного времени. Вышивание было занятием девушки в тот период ее жизни, когда все усилия и мысли направлялись на свадебный сундук, на то, чтобы накопить нужное количество ритуальных предметов, как следует подготовиться к семейной жизни. Примерно с 12-15-летнего возраста девушка начинала осваивать процесс орнаментации иглой.

Первые уроки брались у матери, чем обеспечивалась непрерывная передача традиций, необходимых ремесленных навыков. Вышивали дома, на вечеринках, особенно зимой, чередуя шитье и пряжи с танцами, песнями и шутками.

Иногда вышивкой занимались в компании. В предсвадебное время круг из ближайших родственниц и подруг собирала невеста, чтобы своевременно подготовить необходимые обрядовые вещи. Всем миром украшали вышивкой полотенце, сотканное группой женщин за одну ночь для защиты своей деревни от напасти, эпидемии, засухи, градобития.

Вышивку на полотенце для погребального орнамента разрешалось делать только старым женщинам, так как считалось, что ее сила может забрать молодую девушку на тот свет.

Каждая вышивка, как на рушнике, подстилке, так и на одежде имела свой сакральный смысл. Вся вышивка на народном одеянии всегда нечто символизирует, образец зависит от того, кому принадлежит эта одежда и в каких случаях она одевается.

Техники выполнения

Техника исполнения народной вышивки довольно разнообразна. Большинство швов применялось исключительно для украшения основы. Существовала группа традиционных декоративных швов, соединительных и краевых. На Полесье и Поднепровье издавна использовали различные виды сборок. В зависимости от техники выполнения выделяют 2 группы швов: верхошвы (по цельной ткани) и сквозные (для которых вытягивается определенное количество нитей основы). Верхошвы делятся на числовые (выполняются по счету нитей ткани) и произвольные (по контуру). Среди численных швов особое место занимает набор (натяг, затягивание, протяжение и др.);
есть также швы крестиком, плетенка, стебельчатый, (одно-, двусторонний и др.), роспись. Традиционные верхошвы выполнялись красными, красными с незначительным добавлением синих (с конца XIX в. Черных) нитей. Произвольные швы —  (простой, редкий), аппликация, выбивание и др. — Чаще всего использовали для создания полихромных стилизованно-растительных образцов. Строчка — вышивка по разреженной ткани (вышивка) встречается преимущественно в форме узких мережек, которыми украшали рубашки, фартуки,
полотенца и др..

Ручная вышивка