Кобринский строй (строй-комплекс одежды, присущий конкретному региону)

В большинстве белорусских народных костюмов в конце XIX-начале XX века присутствовали два цвета-белый и красный. Белый символизировал чистоту, красный-жизнь. А в Кобрине в почете были серый, белый и красный. При чем не просто красный, а теплый, ближе к терракотовому. Серого цвета добивались благодаря использованию неотбеленных льняных нитей.

Этот наряд не только привлекательный, но и необычный. Если присмотреться, понимаешь: тканый алые полоски на юбке, переднике и рукавах не повторяются по рисунку. Передняя часть юбки под передником декорировалась скромнее, и этому было объяснение. Чистое льняное полотно-вставка на животе — было своего рода оберегом, защищавшим будущую мать от напастей. Лен изначально считался чистой материей, поскольку впитывал энергию живой природы: солнца, ветра и дождя.

Ткацкий станок был довольно узок, а передник часто хотелось сделать широким, с богатыми складками. Тогда попросту сшивали два полотна, специально соединяя их рукотворно ярким вышитым швом. Шов символизировал единое целое: правой и левой половины, мужского и женского начала, девичества и замужества.

— Все продумано до мелочей. Даже сборка, на котрую собирали прямоугольные детали одежды, была не простой, а по счету: две ниточки под иголку, две-на иголочку. Получались красивые, будто запрессованные, мелкие складочки. В костюме ничего не случайно. Если отсутствовала жилетка, то появлялся поясок.  Ходить без пояса считалось неприличным. Мужчину без пояса называли распоясанным. Как и женщину без головного убора — растрепанной. В объяснение закладывали двойной смысл, считая таких людей растрепанными и распоясанными не только внешне, но и внутренне.

Венчает  костюм женский головной убор — наметка, который в каждом регионе завязывали по-своему.