Параскева-Пятница вместо Хеллоуина

Параскева-ПятницаПараскева-Пятница является двойником староязыческой богини Мокоши — покровительницы урожая, плодородия земли, счастливых браков, женских дел и девичьей судьбы. Свидетельство тому – празднование дня Параскевы 30 октября, в самый разгар осеннего периода празднования свадеб у восточных славян (бел. Вялікая Вясельніца). Про то, что Параскева переняла в средневековье функции Мокоши, свидетельствует ее тесная связь с водой. У восточных славян бытует множество легенд о том, что иконы Параскевы-Пятницы находят возле ручьев или источников, вода в которых после явления нерукотворной иконы приобретает целительные свойства.

В пространстве христианских верований Параскева – святая, которая оплакивала Христа в день его распятия – пятницу. За христианизированным образом Параскевы стоит легендарно-мифологический образ персонифицированного дня недели, традиционно женского дня, в который запрещалось стричь ногти, чтобы их “не сгоняло”. Нельзя заплетать волосы в косу – говорят, будет долго болеть голова. На белорусских землях существовало также предписание женщинам мыться в бане по пятницам. Перед Дедами (субботним почитанием предков по мужской линии) отмечались Бабы – поминовение предков по женской линии. В день Пятницы девушки ходили в храм и просили себе суженого. Когда стояла долгая засуха, женщины обращались к Параскеве-Пятнице и проводили обряд прядения ручника-обыденника. Несколько женщин собирались в чьем-нибудь доме, пряли нитки, по очереди ткали ручник, освящали его в храме, после чего распускали и с длинной ниткой обходили вокруг деревни. Все это происходило в пятницу. Однако в повседневной жизни существовал запрет на прядение по пятницам.